Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ», 1830 год

Морис Дени и Эжен Делакруа: из мастерской в музей / Maurice Denis et Eugène Delacroix: de l'atelier au musee

Париж, Лувр, 

3 мая — 28 августа

«Набист», эстет, верный друг «мирискусников» Морис Дени замечателен не только как автор пестрых картинок, но еще и как историк искусства, теоретик, критик. Он та самая фигура, которая объединяет Бодлера с Дягилевым, Равеля с Сезанном, Мане с Прустом. Сюжет выставки — отношения Дени с его любимым французским художником, романтиком Эженом Делакруа. Дени собрал внушительную коллекцию его работ, создал до сих пор существующий дом-музей живописца. На выставке, с одной стороны, расскажут историю этого преклонения. С другой — и это намного интереснее — продемонстрируют, какими причудливыми путями двигается живописная мода. И как модернисты отряхнули от пыли привычные выспренные образы, сделав их снова актуальными.

Марлен Хуциев. 
Ретроспектива

Париж, Парижская 
синематека, 
10–28 мая

Весь май французская синематека чествует самого признанного среди европейских интеллектуалов персонажа советского кинематографа — Марлена Хуциева. Для нас он культовый оттепельный герой. Для Европы — тончайший формалист, умеющий как никто наполнять кадр воздухом, делать каждый миллиметр экранного пространства живым. «Весна на Заречной улице» — парижский хит: говорят, когда лет десять назад ее показывали впервые в той же синематеке, сеанс пришлось прервать: завидев красавца Рыбникова у мартеновской печи, леваки устроили стоячую овацию.

 

Революция умерла. 
Да здравствует революция! / The revolution is dead. Long live the revolution!

Берн, Художественный музей, Центр искусств Пауля Клее, 
13 апреля — 9 июля

В этом году каждый музей, в коллекции которого есть русский авангард, отмечает столетие революции в России. Два музея в столице Швейцарии — патриархальный Художественный и новаторский Центр Пауля Клее представят проект в двух частях. В стенах первого пройдет ретроспектива «От Дейнеки до Бартаны». Во втором покажут блок «От Малевича до Джадда». Первые части заглавий российскому зрителю очевидны, вторые — нет. Имеются в виду преемник конструктивистов американец Дональд Джадд и политически активная израильская художница Яэль Бартана. Соответственно, в Музее искусств покажут соцреализм, который в Европе вызывает большое любопытство, а в Центре Клее можно будет посмотреть, с чего все начиналось. Швейцарцам удалось предельно емко и ясно рассказать всю историю советского искусства: от иллюзии к ее разложению.

Ширин Нешат. Дом моих глаз / Shirin Neshat. The home of my eyes

Венеция, музей Коррера, 
13 мая — 26 ноября

Когда-то Венеция была главным связующим звеном между Европой и Азией, и она по-прежнему стремится оставаться городом встречи двух культур. В музее Коррера открывается большая выставка самой известной иранской художницы Ширин Нешат. «Дом» — это серия простых, интимных, суровых фотопортретов жителей Азербайджана. Нешат разыгрывает важную карту: когда-то азербайджанцы и иранцы были одним народом. В начале XIX века Россия отвоевала эту часть Персии. Теперь художник пытается установить разорвавшуюся связь.

Юрген Теллер. Наслаждайся жизнью! / Jurgen Theller. Enjoy your life!

Берлин, 
«Мартин-Гропиус-Бау», 
20 апреля — 3 июля

В берлинском выставочном комплексе «Мартин-Гропиус-Бау» открылась ретроспектива самого признанного немецкого фотографа наших дней — Юргена Теллера. Стиль, созданный им, сегодня признан глянцевыми журналами, как нечто само собой разумеющееся. Безумные композиции, пестрые цвета, изломанные позы — его дорожкой пошла вся модная фотография последних десятилетий. Например, кумиры хипстеров Терри Ричардсон и Ричард Керн копировали его метод работы с моделями. Теллер, в отличие от эпигонов, снимал и снимает по большей части звезд: Шарлотту Рэмплинг с чучелом лисы в обнимку, кривляющуюся Бьорк, Кирстен Данст, позирующую на фоне ковра. В общем, если есть фотограф, предлагающий сегодня сугубо свой взгляд на мир, то это Теллер.

Pink Floyd: Ричард Райт, Дэвид Гилмор, Роджер Уотерс,  Ник Мэйсон, 1970-е годы

Мария Лассниг. Диалоги / Maria Lassnig. Dialogues

Вена, музей Альбертина, 5 мая — 27 августа

В венской Альбертине в мае будут чествовать Марию Лассниг, одну из главных сенсаций искусства второй половины XX века. Мировая слава к ней пришла на седьмом десятке, когда она впервые выставила свои работы на биеннале современного искусства Documenta. С тех пор странные акварели Лассниг, на которых изображены морщины, деформированные лица, разинутые рты, стали таким же авангардом фигуративного искусства, как работы Люсьена Фрейда или Фрэнсиса Бэкона. Кураторы выставки рассматривают Лассниг как художницу, сделавшую главным предметом своего искусства собственное тело и отношение к нему. Ее акварели и живопись служат средством коммуникации. Только не художника со зрителем, а каждого из них — с самим собой.

Джакометти / Giacometti

Лондон, 
галерея «Тейт Модерн», 
10 мая — 10 сентября

Летом весь Лондон устремится на ретроспективу самого известного скульптора-модерниста Альберто Джакометти. В России, в Санкт-Петербурге, его работы выставлялись еще несколько лет назад, но совсем не в таком впечатляющем количестве. Помимо знаменитых бронзовых тощих фигурок в «Тейт» привезут еще и живопись, и графику. Причем источник работ — не традиционные швейцарские музеи, а до сих пор закрытый от посторонних взглядов фонд наследников художника. БΌльшая часть экспонатов будет показана впервые.

Пинк Флойд: Их бренные останки / Pink Floyd: Their mortal remains

Лондон, музей Виктории и Альберта, 
13 мая — 1 октября

Несколько лет назад в музее Виктории и Альберта сделали выставку-блокбастер о Дэвиде Боуи, где были представлены его костюмы и все то, из чего составлялся сценический образ музыканта. Ее называли самой успешной в истории музея; теперь тот же трюк проделают с группой Pink Floyd. Экспозиция, представляющая собой коллекцию реликвий (костюмы, декорации, картинки), в любых других стенах показалась бы интересной только стареющим фанатам, но в музее Виктории и Альберта из подобного материала умеют собирать шедевры: здесь музеефицируют XX век.

Ирвин Пенн. Столетие / Irving Penn. Centennial

Нью-Йорк, 
Метрополитен-музей, 
24 апреля — 30 июля

В главной галерее высокой классики Нового Света празднуют 100 лет со дня рождения национального гения — фотографа Ирвина Пенна. В его объектив попали, кажется, все его заметные современники, за исключением разве что диктаторов. Пикассо, Ингмар Бергман и Энди Уорхол — моделей Пенна мы уже теперь представляем только такими, какими он их снимал: Труман Капоте трет глаза, приподняв очки, Игорь Стравинский стоит в живописном углу, приставив руку к уху. Эти портреты стали почти иконами, однако Пенн снимал не только поп-фигур, но и безымянных детей с городских окраин, и жителей стран Третьего мира, и своих близких — все это будет в Метрополитене.

Марсель Дюшан 
и скандал с «Фонтаном» / Marcel Duchamp 
and the Fountain Scandal

Филадельфия, 
Художественный музей, 
1 апреля — 3 декабря

Художественный музей Филадельфии в этом году празднует столетие самого скандального художественного жеста, с которого начался настоящий XX век в искусстве. В апреле 1917 года на выставке Общества независимых художников в Нью-Йорке Марсель Дюшан выставил в качестве собственного арт-объекта писсуар. Эпатажный жест стал для искусства точкой невозврата. На выставке кроме самого «Фонтана» покажут еще множество оммажей этой работе, а также ряд других произведений в технике реди-мейд, то есть работ, созданных из случайно найденных артистом предметов. Дюшан предстает здесь не скандалистом, а отцом актуального искусства.

Боттичелли и поиски божественного / Botticelli and the search of divine

Бостон, Музей изобразительных искусств, 
15 апреля — 9 июля

В мире высокой классики главным событием года станет первый в истории большой заокеанский вояж самого красивого (и за то многими нелюбимого) титана Возрождения. В Бостон привезут исчерпывающую ретроспективу картин Боттичелли. Под одной крышей соберут местные работы из коллекции Изабеллы Стюарт Гарднер и галереи Гарвардского университета и полотна из европейских коллекций — всего 24 работы, едва ли не половину всего сохранившегося и подтвержденного. Такой репрезентативной выборки не было до сих пор нигде и никогда.

Михаил Барышников читает Иосифа Бродского. Постановка Алвиса Херманиса

Бродский / Барышников

Лондон, Apollo Theatre, 3 мая

В начале мая до Лондона доедет главный театральный хит: Барышников читает Бродского в постановке Алвиса Херманиса. Если бы такого спектакля не было, его бы стоило придумать: два самых несомненных и недоступных гения русского пантеона из последних. Танцовщик и актер Михаил Барышников никогда не приезжал в Россию с гастролями; наконец, Алвис Херманис поставил этот спектакль в Риге, в одном из центров современной русскоязычной либеральной аудитории. Каждый показ «Барышникова» в доступной нашим соотечественникам стране собирает аншлаг: будь то Израиль, Латвия или Швейцария (там зимние гастроли отменили по причине болезни актера). Лондон исключением не станет.

«Снегурочка»

Париж, Opera Bastille, 
1, 2, 3 мая

Дмитрий Черняков продолжает нести в европейские массы русскую музыкальную классику. Он уже ставил «Царскую невесту» и «Сказание о неведомом граде Китеже». Теперь Париж смотрит совсем непонятную французской публике сказку по мотивам пьесы Александра Островского. «Снегурочку» из детского утренника с элементами языческих практик Черняков превратил в актуальное высказывание о жестоком, суровом, патриархальном мире, в котором молодости и любви ничего не остается, кроме как таять. Большинство рецензентов свежей премьеры считывают такую трактовку на политическом уровне — как критику РПЦ. Однако постановки Чернякова тем и сильны, что поддаются самым разным толкованиям.

Омар Сулейман / 
Omar Souleyman

Нью-Йорк, Le Poisson Rouge, 11 мая

В Нью-Йорке в мае выступит самый актуальный музыкант сегодняшнего дня. Омар Сулейман — сириец, что уже придает музыканту некоторую исключительность. Спокойно записывая альбомы и сочиняя песни, он дожил до пятого десятка, и тут к нему внезапно пришла слава. Сначала Сулейман стал звездой YouTube, но очень быстро перешел из разряда комичных персонажей в законодатели музыкальной моды. Сотрудничает с Бьорк и британским электронщиком Four Tet, выпускает альбомы в Британии, и они становятся сенсациями. В общем, образцовая и очень современная история успеха.

Джордж Клинтон / George Clinton and Parliament Funkadelic

Амстердам, Paradiso, 
1 мая

Более подходящей фактуры для Амстердама, чем Джордж Клинтон, не найти. Этот огромный темнокожий дед 70 лет от роду с разноцветными перьями на голове — человек, придумавший фанк. Его группа Parliament Funkadelic (вернее, две разные группы, в какой-то момент слившиеся) с 1968 года играет самую мощную в мире музыку, от которой земля ползет из-под ног. Ни энергии, ни громкости Клинтон с возрастом не теряет. Так что на его концертах (не особо частых все-таки: возраст дает о себе знать) можно кроме прочего убедиться в целительной силе музыки.

Фото: muzykantam.net, sipa/east news

Читайте также:

Подписаться