Театр Табакова сыграл первый спектакль в новом здании — «Матросскую тишину» Александра Галича

Новая «Матросская тишина» сохранила сценографию Александра Боровского

Открывать новую сцену решили «Матросской тишиной», спектаклем Олега Табакова по пьесе Александра Галича. В свое время эта постановка стала настоящим культурным шоком для столичной публики. Тогда, осенью 1990 года, Табаков не только реабилитировал и вернул русской культуре имя Галича, но и восстановил историческую справедливость: «Матросской тишиной» должен был открыться театр «Современник». Таким образом Табаков зарифмовал две эпохи, закольцевал историю между двумя «оттепелями».

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

На юного Табакова разгром спектакля в 1957 году произвел ошеломляющее впечатление, и, хотя это трагическое событие произошло, как говорит теперь Олег Павлович, «в другой жизни», эта жизнь не отпускала его долгие годы и десятилетия. Галич подробно описал историю убийства спектакля в своей повести «Генеральная репетиция». Именно там он приводит реплику чиновницы, ставшую символом советского лицемерия и презрения: «Вы что же хотите, Александр Аркадьевич, чтобы в столичном молодом театре шел спектакль, в котором рассказывается, как евреи войну выиграли?!» В том легендарном спектакле сыграл, возможно, свою лучшую роль — Абрама Шварца — Евгений Евстигнеев.

Александр Галич описал разгром спектакля в повести «Генеральная репетиция»

 

КОГДА ТАБАКОВ СЛЕДИТ ЗА СПЕКТАКЛЕМ ИЗ ЗАЛА, ОН ЗА МНОГИМИ АКТЕРАМИ ГУБАМИ ПОВТОРЯЕТ ТЕКСТ, А НА «МАТРОССКОЙ» ЕЩЕ И ПРОИГРЫВАЛ ЗА МАШКОВЫМ КАЖДЫЙ ЭПИЗОД: НА ЛИЦЕ ЕГО, КАК В ЗЕРКАЛЕ, ОТРАЖАЛИСЬ ТО СМЕХ, ТО РЫДАНИЯ, ТО УЖАС, ТО ГНЕВ, ТО ОБИДА

Сегодня «Матросскую тишину» 1990-го называют лучшей режиссерской работой Табакова. В том упраздненном спектакле «Современника» он играл две эпизодические роли и с тех пор мечтал вернуться к «Матросской тишине». В 1980-е, когда формировался первый репертуар молодой студии, об этом не могло быть и речи. А в 1990-м Табаков предложил роль Абрама Шварца своему студенту — Владимиру Машкову. Тому было чуть за двадцать. Эта роль стала для Машкова во всех смыслах судьбоносной: после премьеры он проснулся большим артистом. Сам Табаков выходил на нескольких спектаклях в роли коммерсанта из Палестины Вольфа Меера, который вернулся в родной Тульчин, не справившись с ностальгией. В 1990-м Табакову было 55 — идеально подходящий возраст для роли Абрама Шварца. Но он почему-то не решился.

Машков не раз признавался, что тогдашним успехом своим он обязан Табакову, который раскрыл в нем артиста, слепил, отполировал. Конечно, роль Абрама Шварца они сделали вместе, и пронзительный образ старого наивного, простодушного еврея из местечка весь соткан из табаковских зарисовок, рассказов, ассоциаций. Когда Табаков следит за спектаклем из зала, он за многими актерами губами повторяет текст, а на «Матросской» еще и проигрывал за Машковым каждый эпизод: на лице его, как в зеркале, отражались то смех, то рыдания, то ужас, то гнев, то обида.

«Матросскую» называют «синей птицей» Табакерки: вполне закономерно, что новый виток истории начинается с нее. В каждом репертуарном театре есть такой спектакль-ветеран, на котором сменяются поколения, и по его составам можно проследить всю театральную биографию. Первый исполнитель роли Давида, один из основателей театра, Александр Марин, тогда, в 1990-м, уже формировался как режиссер, и сегодня на его счету десятки спектаклей в России и за ее пределами. Марин — основной режиссер-постановщик нынешней Табакерки и автор новой версии «Матросской». Юные Евгений Миронов и Сергей Безруков начинались как артисты с роли Давида Шварца.

Трогательная встреча: Роза (Марина Салакова) и Мейер Вольф (Павел Ильин) 
в доме Абрама Шварца (Федор Лавров, в центре)

Марина Зудина, Анастасия Заворотнюк, Ольга Блок-Миримская — это «первые» девушки «Матросской». А какая удивительная была в этом спектакле Саша Табакова, сыгравшая одну из самых ярких ролей — студентку Людмилу, влюбленную в Давида и сочиняющую душераздирающие стихи! Сегодня в новую «Матросскую» вошло новое поколение табаковцев: это в основном выпускники театрального колледжа, совсем молодые артисты совершенно другой страны.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться