В Еврейском музее и Центре толерантности открывается долгожданная вторая часть экспозиции «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев»

Василий Кандинский, «Эскиз»,  1920 год

На первой выставке с таким названием, прошедшей в Еврейском музее год назад, было показано рождение авангарда — то, что создавалось с начала XX столетия до 1917 года. Теперь нас ждет продолжение: эволюция этого течения в искусстве после революции, момент его абсолютного признания, а затем — запрет и смерть в конце 1930-х. Особенный интерес вызывают неизвестные работы авангардных художников — знаменитых, малоизвестных и тех, о существовании которых никто не подозревал.

Из провинции в столицу

«Есть, например, совершенно забытый украинский художник Иван Удод, — рассказывает куратор выставки, руководитель «Центра авангарда» Еврейского музея Андрей Сарабьянов. — О нем вообще ничего не известно, и на Украине про него не знают. Я нашел в Краснодарском художественном музее около десятка его работ, очень забавных, в основном графику. Известно, что Удод участвовал в авангардных украинских выставках еще до революции — в Киеве, Харькове. Но это все».

В глазах власти ценность современного искусства не бесспорна. В 1918-мвсе было иначе — при Наркомпросе возникло Музейное бюро, целью которого была закупка произведений современного искусства

Вслед за Удодом Сарабьянов называет другие забытые имена — Якова Паина, Давида Циперсона, Михаила Манькова, Людмилы Шмит-Рыжовой, Валентина Юстицкого. Их произведения представлены наряду с работами звезд русского авангарда — Василия Кандинского, Эля Лисицкого, Михаила Матюшина, Любови Поповой, Александра Родченко, Александра Самохвалова, Владимира Баранова-Россине… Но и у маститых живописцев мы видим на выставке работы неизвестные, для широкой публики — новые. Просто потому, что они не из Москвы или Санкт-Петербурга, а из других городов.

На выставке представлены 107 произведений — из музеев Архангельска, Вятки, Екатеринбурга, Иванова, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Омска, Самары, Тулы — всего из 17 городов. В каких-то музеях эти вещи находятся в постоянной коллекции, а где-то десятилетиями лежат в запасниках. Сарабьянов вспоминает, например, как трижды приезжал в Краснодарский художественный музей, и всякий раз ему доставали из запасников что-то новое.

То, что мы видим, — результат многолетней работы. Исследования начались очень давно, когда Андрей Сарабьянов только начинал собирать материалы для будущей «Энциклопедии русского авангарда». Трехтомный труд, опубликованный в 2014 году, стал самой масштабной работой по истории искусства той эпохи и открыл миру десятки забытых имен. А выставки, ставшие совместными проектами «Энциклопедии…» и Еврейского музея, вернули их в художественный контекст.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться