80 лет назад, в мае 1937 года, Гитлер отдал распоряжение об организации ежегодных Больших немецких художественных выставок. Немецкие художники духовно слились с нацистским режимом

Макет Дома немецкого искусства.  Гитлер принимал  личное участие в его проектировании, Мюнхен, 15 октября 1933 года

Идеологической акции под названием «Большая художественная выставка» придавалось такое серьезное значение, что макет нового Дома немецкого искусства, который должен был открыться через два месяца в Мюнхене (в проектировании участвовал сам фюрер) и в котором должна была разместиться экспозиция, был представлен в конце мая 1937 года на Всемирной выставке в Париже, где получил Гран-при, как и картина Александра Герасимова «Первая конная армия» размером 4×5 м.

Если для СССР 1937 год стал символом успехов индустриализации, годом чкаловского перелета и папанинского полярного дрейфа (оба — в июне, почти одновременно с процессом по «делу Тухачевского»), то для Германии это год победы национал-социалистских духовных скреп. Фюрер не раз повторял, что народ без искусства существовать не может. Кто этого не понимает — не понимает сути национал-социализма.

Эстетический круг

Это было потрясающе помпезное зрелище. По всему Мюнхену — море красных знамен со свастикой, гирлянды на зданиях, трамваях, фонарях. Со знаменами проезжают даже конные рыцари. На огромных повозках — мифологические фигуры, орлы, чаши, мужики с мечами, факелами и дубинами, почти голые тетки в огромных ракушках: двухтысячелетняя история Германии.

Купите подписку для доступа к статье или Войдите

Читайте также:

Подписаться