Свобода слова.
Дорого.
Поддержи The New Times.

Сюжеты #Интервью

Том Эгеланн: «Я победил в сражении с Facebook, но не выиграл войну»

Знаменитый норвежский писатель рассказал THE NEW TIMES о своем опыте борьбы с цензурой, а также о том, почему цифровые гиганты напоминают ему оруэлловского «Большого Брата», а сегодняшний день человечества — жизнь внутри триллера

Пятилетний сирийский мальчик, спасенный после авиаудара по Алеппо 17 августа 2016 года. Публикация этого снимка, сделанного врачом, стала причиной скандала в соцсетях. Фото: Basso Сannarsa/Opale/East News/TASS

За свою жизнь Том Эгеланн написал тысячи страниц текста. Он и представить, вероятно, не мог, что причиной его конфликта с крупнейшей социальной сетью Facebook станут всего несколько предложений и семь фотографий. Началось все с фото, разошедшегося по соцсетям и мировым СМИ: пятилетний сирийский мальчик Омран сидит в машине скорой помощи весь в пыли и крови после ночной бомбежки Алеппо 17 августа 2016 года. В Норвегии многие посчитали публикацию фото Омрана некорректной. Прочитав множество комментариев вроде «И зачем СМИ показывают нам такие ужасные фотографии бедных детей?», Эгеланн решил представить этот снимок в более широком контексте. Он опубликовал на своей страничке в Facebook пост, который назвал «Семь снимков, которые изменили военную историю». Эгеланн, в частности, писал: «Фотография пятилетнего Омрана рассказывает нам душераздирающую историю о том, как жестокость войны влияет на самых невинных — на детей. Многие сомневаются в пользе публикации таких фото — мол, они показывают судьбу лишь одного человека. Ну да. Но разве война не влияет на сотни тысяч — даже миллионы — отдельных судеб? Фоторепортеры не дают нам забыть, что история полна подобных примеров. Перед вами — семь культовых репортерских снимков, которые смогли повлиять на ход истории (или хотя бы на отношение мира к конфликту, а значит, и на действия политиков)».

Помимо снимка из Алеппо Эгеланн проиллюстрировал свой текст еще шестью фотографиями, бóльшая часть которых отмечена Пулитцеровской премией. «Казнь в Сайгоне» Эдди Адамса: начальник южновьетнамской полиции стреляет в голову пленному вьетконговцу (1968 год). Снимок Джона Фило: девушка кричит над телом американского студента Джеффри Миллера, убитого Нацгвардией США во время разгона демонстрации против войны во Вьетнаме в городе Кент, штат Огайо (1970 год). «Ужас войны», или «Напалм во Вьетнаме» Ника Ута: девятилетняя вьетнамка Ким Фук, сорвав с себя горящую одежду и крича от боли, вместе с другими детьми бежит из сожженной напалмом деревни (1972 год). «Голод в Судане» Кевина Картера: стервятник ждет, когда африканская девочка умрет от недоедания (1993 год). Фото Чарльза Портера: годовалый ребенок на руках пожарного — одна из 168 жертв теракта в Оклахома-Сити, США (1995 год). Трехлетний Айлан Курди из Сирии, вместе с несколькими родственниками утонувший у турецких берегов на пути в Европу (2015 год).

Норвежский писатель Том Эгеланн ведет войну с цензурой, публикуя  на своей странице в Facebook легендарные военные снимки

Детское порно?

И как же Facebook отреагировала на эту публикацию?

Уже на следующее утро администрация соцести удалила всемирно известную фотографию Ким Фук, посчитав недопустимой публикацию изображения обнаженного тела девочки. Был удален и пояснительный текст о последствиях той напалмовой бомбардировки. А ведь этот снимок сыграл огромную роль в том, что американцы стали по-другому относиться к войне во Вьетнаме.

Исчезли и приведенные примеры того, как СМИ обычно используют это фото. Тогда я разместил ссылку на интервью Ким Фук (сейчас Фан Тхи Ким Фук проживает в Канаде. — NT), в котором она, одобряя мою публикацию, критикует Facebook. В ответ мою страницу заблокировали сначала на 24 часа, а затем еще на двое суток.

Я был поражен и разочарован. Я никогда не рассматривал снимок Ника Ута как «обнаженку» — только как иллюстрацию ужасов войны. Потом я разозлился. Facebook лишил меня возможности делать записи и комментарии. Я по-прежнему мог заходить в свой аккаунт, но ничего не мог написать. Это стало причиной довольно громкого возмущения норвежских СМИ, поскольку было воспринято как цензура критических высказываний.

Я не стал молчать и дал несколько интервью. Крупнейшая в Норвегии газета Aftenposten, рассказав о блокировке моей страницы, тоже напечатала фото «напалмовой девочки». Администрация соцсети не оставила без внимания и эту публикацию, предупредив редакцию, что «любые изображения обнаженных гениталий, ягодиц или женской груди будут удалены». Тогда главный редактор Aftenposten Эспен Эгил Хансен опубликовал открытое письмо главе Facebook Марку Цукербергу. «Каждый день перед редактором встает вопрос, что может быть опубликовано, а что — нет. Принимать решение, взвешивать все «за» и «против» — его обязанность… Но права и обязанности редактора не должны быть ограничены алгоритмами, разработанными в вашем офисе в Калифорнии… Неумение различать детскую порнографию и военную фотографию способствует распространению глупости и разобщает ваших пользователей, — написал Хансен. — Facebook как важнейшее мировое медиа, вместо того чтобы способствовать развитию свободы слова, ее ограничивает, причем с помощью очень авторитарных методов».

А потом премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг в знак солидарности с вами тоже опубликовала на своей странице в Facebook фото «напалмовой девочки» — и с тем же результатом! Сульберг стала первым главой правительства, которого социальная сеть подвергла цензуре. Как вы отнеслись к этому факту?

Сначала удивился, а затем понял, что это идеально иллюстрирует одну из главных проблем Facebook: человек, удаливший фото, скорее всего, понятия не имел о том, кто такая Эрна Сульберг. Кстати, когда происходящее дошло до руководства соцсети, кто-то на самом верху компании наконец понял, что все идет не так как надо, и вернул знаменитую фотографию Ника Ута и на страницу премьер-министра, и на мою.

«Ужас войны», в 1973 году принесший Нику Уту Пулитцера, считается одной из самых влиятельных фотографий XX века. Facebook счел снимок детской порнографией. Фото: Nick ut, file/Ap Photo/TASS

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться
×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.