Российский «оскаровский» комитет решил отправить на соискание премии Американской киноакадемии ленту Андрея Кончаловского «Рай»

Андрей Кончаловский на красной дорожке Венецианского фестиваля  с женой Юлией Высоцкой и сыном Петром. Оба сыграли в фильме. Фото: tiziana fabi/afp

Российский комитет, принимающий решение о выдвижении фильма на соискание «Оскара», — явление загадочное. Никто точно не знает его полного состава и тех параметров, по которым туда можно попасть. У него нет официального сайта. Принцип выбора картин-претендентов неясен. Неизвестно, тайное или явное голосование. И даже его дата нестабильна: о том, что тот или иной фильм выдвинут на «Оскара», общество узнает сюрпризом. А «почему именно он», остается только догадываться.

Правда, не в случае с патриархом отечественного кино Андреем Кончаловским. Он редкий режиссер, сделавший успешную карьеру и в СССР, и в Голливуде. Даже и в Европе, если считать многочисленные фестивальные призы. «Рай», к примеру», только что получил «Серебряного льва» в Венеции за лучшую режиссуру. Причем второй раз подряд: два года назад предыдущая лента Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» уехала из Венеции с той же престижной наградой.

Тогда наш «оскаровский» комитет тоже собрался выдвинуть Кончаловского, но тот неожиданно взял самоотвод, объяснив это резко негативным отношением к доминированию американского кинематографа в мире. Довольно странный аргумент от режиссера, снявшего некоторые лучшие свои фильмы в Штатах. Неудивительно, что прагматики искали другие причины отказа. Например, благородное нежелание становиться на пути Андрея Звягинцева и его «Левиафана», у которого действительно было больше шансов. Или трезвое понимание того, что экспериментальный полудокументальный фильм о русской деревне может не понравиться киноакадемикам.

Юлия Высоцкая сыграла в «Рае» русскую аристократку, жертвующую собой  ради еврейских детей. Фото: kinopoisk.ru

Так или иначе время прошло, и мотивы Кончаловского резко изменились. Сегодня он утверждает, что критическое отношение к России во всем мире, и особенно в Америке, — дополнительный стимул для участия в борьбе за «Оскар». Режиссер, по его собственным словам, таким образом хочет воспротивиться попыткам «переписать историю». Например, напомнить о роли русских во Второй мировой войне.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться