В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается экспозиция «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968» — продолжение «оттепельного» музейного марафона, начатого Третьяковской галереей и Музеем Москвы

Исторический период, который охватывает эта экспозиция, в значительной степени совпадает с эпохой советской оттепели, но начинается раньше — с момента окончания Второй мировой войны. То, что мы видим, — совместный проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Центра изящных искусств BOZAR в Брюсселе и Центра искусств и медиатехнологий ZKM в Карлсруэ (ФРГ), директор которого, знаменитый венский акционист и теоретик искусства Петер Вайбель, стал одним из кураторов. Выставка, включающая в себя около 200 живописных холстов, скульптур, произведений графики и видео-арта, будет работать в главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина до 21 мая.

Война как пролог

В этом беспрецедентном международном проекте, давно путешествующем по Европе, задействован не один десяток музейных и частных собраний. Помимо российских институций работы для выставки предоставили лондонская галерея Tate Modern и Центр Жоржа Помпиду, Национальная галерея Берлина и амстердамский Стеделийк, мадридский Музей Тиссена-Борнемисы и Музей современного искусства в Вене, а также Фонд Zero (Дюссельдорф), Музей независимости (Варшава), Музей Тэнгли (Базель, Швейцария), Национальные галереи Будапешта и чешского Оломоуца, Национальный музей в Кракове… Главная тема проекта — военная травма, ее переживание и преодоление силами и средствами искусства.

Художников из Западной и Восточной Европы (Советский Союз представлен искусством РСФСР) демонстрируют вместе, что само по себе большая редкость, и не противопоставляют друг другу. Конечно, подобные попытки делались и раньше — насмотренные зрители старшего поколения, может быть, вспомнят выставку «Мир и война глазами художников», прошедшую в 1987–1988 годах в Третьяковке на Крымском Валу. Нельзя не упомянуть и историческую экспозицию «Москва — Берлин. 1950–2000», где впервые западное и советское искусство было продемонстрировано в равноправном диалоге, без идеологических противопоставлений и акцентов «свой — чужой». Тот знаменитый двусторонний проект вполне сопоставим с нынешним — по масштабам и исключительности видеоряда. С одной оговоркой: в выставке «Лицом к будущему…» участвуют не две, а 18 стран.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться