Вернер Херцог и другие классики современного кино выходят в виртуальный мир

Вернер Херцог на фестивале «Послание к человеку» в Петербурге, Дворцовая площадь, 
сентябрь 2016 года. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Фильм «О, Интернет! Грезы цифрового мира» (Lo and Behold, Reveries of the Connected World), впервые показанный на фестивале «Сандэнс-2016», в октябре выходит и в российский прокат. Его режиссер Вернер Херцог только что приезжал в Петербург, на фестиваль «Послание к человеку», который выбрал этот фильм для своего торжественного открытия. Несмотря на дождь и холод, фильм на Дворцовой площади посмотрели около двух тысяч человек. На следующий день Херцог встретился со студентами и провел что-то вроде мастер-класса. После встречи с одним из самых известных режиссеров в мире студенты с гордостью рассказывали о том, что Херцог похвалил питерский институт кино и телевидения за наличие живого общения. У нас, сказал он, давно никто уже не разговаривает другом с другом, все уткнулись в гаджеты и общаются только через сети: это очень плохо. Он также сообщил, что сам почти не пользуется мобильником, не имеет аккаунта в соцсетях и пользуется только электронной почтой, и вообще считает, что «современные технологии убивают живое общение и интерес человека к человеку».

ВИРТУАЛЬНЫЙ СТРАХ, ВИРТУАЛЬНЫЙ СМЕХ

Снимая фильм об интернете, Херцог критикует современный мир за его высокую технологичность. Впрочем, не все, что говорит режиссер, стоит принимать на веру. Херцог известен своими парадоксами и провокациями, ему нравится дразнить и мистифицировать. Гораздо полезнее смотреть его фильмы, чем читать его интервью. Кино не врет, в нем проявляется то, что не формулирует или скрывает автор. Да он и сам это признает: «Иные, даже посмотрев мои фильмы, продолжают недоумевать, что же у меня за идеология. Пожалуйста, можете запастись хоть ведром скептицизма, но я скажу так: моя идеология — это фильмы и моя способность снимать их».

Очевидно одно: Херцог состоит в сложных отношениях с культурой, то есть с той сеткой представлений и понятий, которую человечество накладывает на природу. Он выступает как бы от лица природы, но пользуется при этом всем богатством культуры.

Провода вместо мозгов — говорящий образ с плаката нового фильма Херцога «О, Интернет! Грезы цифрового мира». Фото: kinopoisk.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ НА МОЩНЕЙШЕМ АППАРАТЕ МРТ ПОКАЗЫВАЕТ: РЕАКЦИЯ НА ТЕКСТ ОКАЗЫВАЕТСЯ РАЗНОЙ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ЧЕЛОВЕК ЕГО ВОСПРИНИМАЕТ, А ВОТ НА КАРТИНКУ ЛЮБОЙ МОЗГ РЕАГИРУЕТ ОДИНАКОВО

Фильм «О, Интернет!» состоит из восьми историй о разных аспектах сетевого пространства и его влиянии на человека. Сняты они совершенно традиционно — это в основном беседы с разными людьми: пионеры интернета из Калифорнийского университета; психопаты, скрывающиеся от радиоизлучения под сенью астрономической обсерватории, где сознательно заглушены все радиосигналы, чтобы не мешать работе сложного оборудования; корейские подростки, сидящие в памперсах по 60 часов перед компьютерами. Одна из бесед посвящена исследованиям реакции мозга на изображения. Из нее следует, что визуальная реальность — это то, что нас объединяет. Ведь исследование на мощнейшем аппарате МРТ показывает: реакция на текст оказывается разной, в зависимости от того, на каком языке человек его воспринимает, а вот на картинку любой мозг реагирует одинаково.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться