Самым ярким событием XI Международного фестиваля «Территория» стала постановка «В гостях. Европа». Ее авторы предлагают зрителям построить европейское сообщество в миниатюре

Европу олицетворяет сладкий пирог: зрители-участники путем дипломатии стараются заполучить кусок побольше.  Но в утопическом сообществе хозяйка идет против правил и раздает пирог поровну

Чтобы привезти в Москву постановку «В гостях. Европа», организаторам фестиваля пришлось искать москвичей с просторными квартирами в центре: авторы спектакля, немецкая компания Rimini Protokoll, разрешают играть его только в жилых помещениях. Правда, и места он занимает немного — нет ни артистов, ни декораций, ни осветительных приборов, горстка реквизита — и только. «В гостях. Европа» — это, по сути, настольная игра в Евросоюз. А каждый зритель — актер, исполняющий роль дипломата или политического лидера. Появление такого проекта на театральном по преимуществу фестивале может вызвать удивление у человека, привыкшего к театру традиционному. Но в том-то и дело, «Европа» — не единичный случай. Свести на нет различия между зрителем, артистом и художником, втянуть публику в совместную творческую работу — задача, над которой сегодня бьются многие театральные постановщики.

Любопытные

Rimini Protokoll — это три режиссера: Штефан Кэги, Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель. Они делают спектакли вместе, по отдельности или с другими режиссерами, но всегда подписывают их названием компании. Конкретно над этим проектом триумвират работал сообща. Смельчаки, новаторы, ответственные исследователи — известных всему миру специалистов по неигровому театру можно называть по-разному, но, прежде всего, это очень любопытные люди. Вопросы, насущные для большинства театральных режиссеров, — новое звучание пьесы, техника актера, способы работы с пространством — их не то чтобы не интересуют, они их переросли. Их занимает экономика и социальная статистика, экология и торговля оружием, современные коммуникации и устройство мегаполиса. В конце прошлого года, например, немецкая федеральная земля Бавария лишилась авторских прав на «Майн Кампф» за истечением их 70-летнего срока — и Rimini Protokoll незамедлительно откликнулась новым проектом: пригласила, как это у них водится, непрофессиональных актеров — юристов, историка, реставратора книг, — чтобы те в присутствии зрителей обсудили перспективы печально известного текста. Другое базовое качество немецкой команды — игровая, легкая подача, талант к остроумным аттракционам: с какими бы серьезными темами режиссеры ни работали, они никогда не драматизируют. От зрителя требуется, прежде всего, интеллектуальное сотворчество, а потом уже — эмоциональный отклик.

От настольной игры «Европу» отличает принципиальное условие: в нее играет случайно собранная компания в незнакомом доме

Кстати, Москву с Rimini Protokoll познакомил именно фестиваль «Территория»: в 2010 году в городе побывала документальная постановка «Карл Маркс. Капитал, том I». Участники проекта, опять же непрофессиональные артисты, рассказывали, как Маркс помогает (или не помогает) им понять собственную жизнь. Среди героев были ученый-экономист, молодой левак-радикал, бывший завсегдатай казино, вылечившийся от игровой зависимости, слепой радиоведущий. Затем московский фестиваль NET («Новый европейский театр») показал «Пробу грунта в Казахстане» — проект о поволжских немцах, сосланных в Казахстан, и сырьевой экономике, определявшей их дальнейшую судьбу. Ну и два года назад по заказу петербургского БДТ Rimini Protokoll впервые поставила спектакль в России: интерактивный проект «Remote Петербург» стал альтернативой типовым городским экскурсиям: зрители бродили по магазинам, проспектам и кладбищам, пытаясь разглядеть за туристическим фасадом живой организм мегаполиса. А прошлым летом Rimini Protokoll создала аналогичную постановку Remote Moscow для Москвы — на сей раз не под патронажем государственного театра, а по приглашению независимого продюсера Федора Елютина.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться