Жизнь современных литовских эмигрантов в Лондоне, неистребимый ген тоталитаризма во всегда актуальном «Драконе» Шварца и загадка появления сюжета «Мертвых душ» — The New Times составил путеводитель по главным спектаклям февраля

Новая литовская  драма исследует близкую сегодня многим тему эмиграции. Фото: Евгения Бабская/пресс-служба театра им. Маяковского

Январские затяжные праздники остались позади, а вместе с ними — и елки, и новогодние постановки, и традиционное затишье в театральном мире. Февральский репертуар московских театров богат на ожидаемые премьеры: это и «Дракон» в авторском прочтении Константина Богомолова, и современная литовская драматургия, и бенефис корифея сцены Веры Алентовой в бродвейской классике «Апельсины & лимоны». В афишах московских театров заслуживают внимания и те новые спектакли, которые зритель мог пропустить в новогодней суете.

«Изгнание»

Театр имени Вл. Маяковского. 12, 14 февраля

Миндаугас Карбаускис, один из ведущих российских режиссеров поколения сорокалетних, худрук Театра имени Вл. Маяковского, уже в третий раз работает со своим соотечественником — литовским драматургом Марюсом Ивашкявичюсом, мастером фарса и исторического исследования. В прошлые сезоны он ставил здесь «Канта» — разговорную, полную философских сентенций пьесу, действие которой разворачивалось в XVIII веке в Восточной Пруссии, и «Русский роман» — основанную на документальном материале историю о семье Льва Толстого.

На этот раз речь пойдет о современности — Ивашкявичюс, известный дотошным вниманием к реальности, месяц провел в Лондоне, изучая быт и судьбы нынешних литовских эмигрантов, само психологическое состояние отъезда и проживания в чужой стране. Герои «Изгнания» — те, кто уехали из Литвы в поисках лучшей доли, а их жизнь — сложное переплетение незнакомой окружающей действительности и былых ожиданий и чаяний.

Карбаускис — режиссер обстоятельный, склонный к глубоким размышлениям о человеческой природе, об истории, о смерти — пожалуй, впервые обращается к современным материям. Можно предположить, что «Изгнание» будет выстроено на парадоксальных контрастах между приметами сегодняшней жизни и отстраненностью режиссерского взгляда, позволяющего увидеть в быстротечном экзистенциальное и эпическое.

Как и «Канта», «Изгнание» будут играть в филиале на Сретенке; постоянный соавтор Карбаускиса художник Сергей Бархин придумал для этого сюжета пространство металлической коробки, подсвеченное красно-синими тонами. В спектакле, жанр которого определен как «Хроника одного путешествия», заняты преимущественно актеры среднего и молодого поколений театра.

«Дракон», растасканный на цитаты, как и многие пьесы Шварца, — это всегда высказывание о власти, о неистребимом гене тоталитаризма и несвободы

«Дракон»

МХТ им. А.П. Чехова. 10, 11, 24 февраля

На основной сцене МХТ Константин Богомолов выпускает новый спектакль по пьесе Евгения Шварца. Притча о тиране и живучей привычке к рабству была написана драматургом во время войны, в эвакуации; с тех пор пьесу ставили довольно много — в конце восьмидесятых Марк Захаров снял ее экранизацию с Олегом Янковским и Александром Абдуловым в главных ролях. «Дракон», растасканный на цитаты, как и многие пьесы Шварца, — это всегда высказывание о власти, о неистребимом гене тоталитаризма и несвободы.

 

Стоит помнить, что авторский театр Богомолова отнюдь не литературен. В его режиссерской системе координат пьеса — часто лишь отправная точка спектакля, повод для сценической фантазии. Режиссер не адаптирует, не осовременивает, а сочиняет заново, пользуясь мировой культурой (и высокими, и самыми массовыми ее образцами) как набором инструментов. Так было, например, с недавними «Мушкетерами», где от сочинения Дюма остались разве что имена героев и некоторые повороты сюжета. При этом его спектакли по Достоевскому, при всех своих формальных приемах, шокировавших консерваторов, — это опыты внимательного, неравнодушного прочтения классики человеком начала XXI века. От «Дракона» можно ждать острополитического, провокационного высказывания, однако последние спектакли показали, что Богомолову интересен прежде всего театр как таковой, возможность сочинить мир, который будет обманчиво похож — и одновременно не похож — на действительность. Как сулит анонс, спектакль по Шварцу будет «не о власти, не о любви, не о деньгах». А о том, например, что «розовый цвет страшнее черного», а «ночь яснее дня». Обещают «зажигательные танцы», «тончайшую саркастичность» и «невероятную искренность» — обилие прилагательных в превосходных степенях заставляет почуять подвох. Играют Олег Табаков, а также Игорь Верник, Евгений Перевалов и другие.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться