В музее «Гараж» открылась 1-я Триеннале российского современного искусства — амбициозный проект по исследованию художественного ландшафта страны. Включая ее спорные территории

В музее «Гараж» открылась 1-я Триеннале российского современного искусства —  амбициозный проект по исследованию художественного ландшафта страны.  Включая ее спорные территории

Триеннале — выставка или фестиваль, проходящий раз в три года, — форма культурного мероприятия, вполне подходящая современному искусству. Ведь за три года картина мира иной раз так меняется, что искусство просто обязано эти изменения догнать и отразить. Регулярные арт-фесты проводятся, бывает, и реже, как, например, Documenta в Касселе (ФРГ) — едва ли не самая авторитетная международная выставка современного искусства, случающаяся каждые семь лет, — и чаще, как Венецианская биеннале, проходящая раз в два года (в 2017-м впервые за много лет эти два крупнейших события совпадут). Ближайшей осенью нас ждет и очередная Московская биеннале современного искусства, которую важно не спутать с Триеннале. Разница между ними в том, что традиционный московский смотр, который состоится в «Манеже», претендует на международный статус, тогда как Триеннале рассматривает только то, что создается в России.

Кураторы не решились показать весь срез современного российского искусства и на всякий случай собрали в залах «Гаража» фактически классику — то, что гарантированно будет иметь успех

Есть и другое отличие. Если Московская (и любая другая) биеннале современного искусства всегда подчинена единой теме, заявленной куратором, то «гаражный» фестиваль, который продлится до 14 мая, от этой практики отказался. Комиссар Триеннале — главный куратор «Гаража» Кейт Фаул — и ее команда посчитали, что программа должна лишь отражать «дух времени», что бы это ни значило, и представлять все многообразие тенденций и направлений, которые формируют сегодня региональную художественную жизнь.

Искусство мегаполиса

За несколько месяцев кураторы Триеннале успели объехать 40 c лишним городов России, встретиться с более чем 200 художниками в возрасте от 19 до 69 лет. Однако неожиданных открытий не случилось: все 63 автора, чьи проекты включены в программу, представляют самые активные в художественном отношении города. Среди них выделяются мегаполисы — Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Калининград, Владикавказ и Самара, где уже существуют (а кое-где давно) региональные филиалы Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), до недавнего времени работавшего в Москве. Скоро должен открыться еще один, во Владивостоке, где есть и свой лидер местной художественной среды — арт-сообщество «33+1», известное своими росписями фасадов и уличными объектами: они тоже представлены на Триеннале.

Между тем знаменитого ГЦСИ в Москве — уникальной государственной институции, работавшей 20 лет и во многом создавшей современную российскую арт-среду, — де-факто больше нет. В мае 2016 года по распоряжению министра культуры Владимира Мединского Центр влился в состав государственного же музейно-выставочного объединения РОСИЗО, утратив самостоятельность и растеряв значительную часть команды. Будущее Центра в его новом качестве туманно, но его функции институции, развивающей современное искусство на всем пространстве страны, отчасти и взял на себя частный Музей «Гараж» — устроив Триеннале.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться