В Театре.doc состоялась премьера «Новой Антигоны» — документального спектакля о матерях Беслана

Матери Беслана  Элла Кесаева (в центре) и Эмма Тагаева (справа) встретились со зрителями после премьеры. Фото: Алексей Смирнов/пресс-служба Театр.doc

Первого сентября 2016 года матери детей, погибших во время теракта в Беслане 12 лет назад, после памятной панихиды устроили пикет, требуя правосудия: срок давности для привлечения виновных в Бесланской трагедии к уголовной ответственности давно истек, а результатов следствия так и нет. Женщин грубо задержали и приговорили к административному наказанию. Пять месяцев спустя бессменный директор Театра.doc Елена Гремина поставила по материалам их дела документальный спектакль «Новая Антигона».

Площадка эксперимента

Соавтором текста спектакля числится корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко, одна из двух представителей СМИ, освещавших акцию ассоциации «Матери Беслана» в Беслане на месте (второй была Диана Хачатрян, сотрудница издания «Такие дела»). Тогда полиция задержала журналисток вместе с участницами акции, а спустя два дня на них напали, вынудив уехать из города. В спектакле Театра.doc Костюченко участвует как актриса. Вообще, в этой работе режиссеру Греминой не так уж важен профессиональный опыт исполнителей. Актер Роман Евдокимов играет сразу всех свидетелей суда, тонко передавая смущение, с которым его герои цитируют лозунг акции «Путин — палач Беслана», а многие реплики подсудимых зачитывают зрители, которых актеры приглашают для этого на сцену.

Политические спектакли Театра.doc — своего рода живые памятники: действуя подобно чеховскому «человеку с молоточком», они не дают забыть о жертвах государственного насилия после того, как тема покидает новостные заголовки

Театр.doc — в прямом смысле экспериментальная площадка, существующая для того, чтобы предлагать один за другим разные ответы на вопросы: что такое театр сегодня, какие задачи он может решать? Например, он может давать зрителям уникальные переживания, которым нет места в повседневном опыте: идеальный пример — «Молчание на заданную тему», 60-минутный сеанс тишины, дефицитной в условиях мегаполиса. За этот и подобные ему экстремальные проекты в Театре.doc отвечает Всеволод Лисовский, один из самых радикальных героев новой российской режиссуры, который тем не менее требует, чтобы к нему не применяли слово «режиссер». Работы Лисовского, хоть и проходят по разряду театральных постановок, нередко существуют по законам современного искусства: скажем, организованы они таким образом, что реакция зрителей становится их органичным продолжением, а драматическое искусство включается в обычную человеческую среду обитания. Так, несколько дней назад в Санкт-Петербурге проходили гастроли постановки «Неявные воздействия» — городской «бродилки», то есть спектакля, действие которого разворачивается в общественных пространствах, а зрители следуют за актерами по неожиданному маршруту. Тогда продюсера Лисовского и актрису Людмилу Корниенко задержала полиция, приняв эмоциональное чтение стихов с балкона за попытку самоубийства, — стражи правопорядка невольно поучаствовали в создании «портрета» российского города, где любое нетипичное поведение кажется девиантным.

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться