Красиво жить. Парус, ветер в лицо, отчаянная гонка — что может быть лучше для человека, ищущего приключений. The New Times постигал суть модного увлечения яхтингом

Литература и кино немало потрудились над классическим образом «красивой жизни богачей» — тут и старинные замки, виллы на Средиземном море, выезд лошадей, винтажный «ягуар», гольф и яхта. Никого уже не волнует, что любой продавший московскую двушку в Бирюлеве уже может купить небольшой дом на побережье Средиземного моря. И назвать его виллой. Никого не волнует, что любой ребенок может записаться в московские и подмосковные гольф-клубы и лупить по шару с шиком миллионера. Никого не волнует, что яхтинг в XXI веке оказался достаточно демократичным видом спорта. Потому что образ роскошной жизни на борту яхты — впечатался на века. При этом надо понимать, что двухметровая лодка с парусом — это уже вполне себе яхта, а «Кристина» Аристотеля Онассиса — это все еще яхта, хотя она побольше иного пассажирского теплохода.

Яхта «Кристина» Аристотеля Онассиса

Конечно, края термина «яхта» размыты, потому для уточнения надо понимать, о чем говорит собеседник — о паруснике или о моторной яхте, о «дневном» круизере либо о круизере «выходного дня». Круизеры длиной от 6 метров и до 14 — вообще самые популярные яхты в мире, они составляют большую часть мирового флота. Мечтатели о красивой жизни могут быть уверены: эти лодки достаточно доступны для представителей среднего класса любой развитой страны. А с расцветом фрахтования начался бум яхтинговых путешествий даже среди тех, кто никогда и мечтать не мог походить под парусом. А всего делов — снять лодку где-нибудь в Сплите или в Афинах на неделю, оплатить работу шкипера (ну или все-таки самому получить диплом судоводителя) — и вперед.

Миллиардер Онассис (в центре, слева — Жаклин Кеннеди) ввел моду на мегаяхты

Но нам, конечно же, приятно произносить термины «мегаяхта», «супер-яхта» («супер» больше, чем «мега»). В России даже есть сайт, на котором можно отслеживать в реальном времени перемещение по миру самых больших яхт, владельцы которых — россияне из списка «Форбса».

Королевский отдых

Кто же знал, что длинные скоростные лодки, на которых голландцы охотились (Jagd) на пиратов в своих водах, превратятся во всемирную забаву и смогут дорасти до ста с лишним метров. А тот факт, что именно голландскую парусную лодку выбрал для своего возвращения из изгнания в Британию король Карл Второй, превратил яхты в королевский вид отдыха и спорта. С тех пор суда, на которых находятся царственные особы, — это всегда яхты.

Обычному человеку трудно объяснить, почему яхта называется яхтой. Почему одним и тем же словом обозначают и лодочку размером с детский тазик, и вертолетоносец Абрамовича. Но только поняв, что яхта — это не конструкция, а предназначение, уже легко принять тот факт, что яхтинг — довольно демократичный вид спорта. И отдыха. На фоне того, что весь мир говорит, будто у русских самые большие и самые дорогие яхты, как-то забывается, что яхтинг, на удивление, всегда присутствовал в нашей жизни, как бы ни называлась страна: СССР или РФ. Потому что если судно не участвует в грузоперевозке и в ином тяжелом труде, оно становится способом отдыха и развлечения. А еще логичнее — гоняться наперегонки на лодках, когда у вас на акватории их несколько и они соразмеримы между собой. Собственно, в этом единственный смысл парусного спорта. И тем не менее даже в застегнутой на все пуговицы стране любили, развивали и изучали яхтенный спорт.

Роман Абрамович ввел моду среди русских олигархов на суперъяхты.
На снимке — с Дарьей Жуковой.

Более того, профсоюзные яхтенные школы так и остались школами для всех сегодняшних крупных мастеров яхтинга и просто фанатов. Кого ни возьми из руководителей наших яхт-клубов, они практически все вышли из профсоюзных школ СССР. Наверное, тем фактом, что мы морская страна, объяснялось и то, что вполне буржуазный вид спорта культивировался в Советском Союзе — денег выделяли и на закупку иностранных лодок, и на строительство своих собственных. Еще одно объяснение — всеобщее военное обучение: считалось, что в яхт-клубах молодежь готовится к службе на флоте.

Pelorus — лодка, проданная Абрамовичем шефу лейбла GeffenRec

В 1945 году было проведено первенство СССР. Включились в активную работу яхт-клубы Прибалтики, яхтенное судостроение получило новую базу — экспериментальную спортивную судоверфь в Таллине. А в 1952 году наши спортсмены уже приняли участие в Олимпиаде в Хельсинки. И потерпели сокрушительное поражение, которое заставило коренным образом пересмотреть систему подготовки и обучения яхтингу, усилить подготовку в международных классах лодок.

И поэтому уже на Олимпиаде в Риме в 1960-м на гонках в Неаполитанском заливе наши спортсмены выиграли золотые медали в классах «Финн», «Летучий голландец» и «Звездный».

Заповедник

Яхта — это лодка для активного отдыха

Тут пора объяснить, что существуют международные классы лодок, а есть национальные. Национальный класс — это утвержденный национальной Федерацией парусного спорта, имеющий свои правила и свою ассоциацию. На нем соревнуются только внутри страны, и обычно лодки такого класса доступны по цене. Именно национальный класс делает яхтинг более демократичным. Конечно, после краха профсоюзной системы спорта в 90-е практически исчез и национальный класс. Им просто было некому заниматься.

А затем с ростом экономики то там то тут начали появляться яхт-клубы, причем государство к ним уже не имело никакого отношения. Один из самых концептуальных — подмосковный клуб ПИРогово, где одновременно и яхты, и гольф. Собственно, этот клуб и есть слияние двух профильных клубов. Бизнесмен и в первую очередь яхтсмен Александр Ежков и известный айтишник и яхтсмен Анатолий Карачинский сделали своего рода заповедник, которому можно долго петь осанну — и архитектуре, и обилию произведений искусства, да хоть местному ресторану. Дело не в том, что члены клуба тут держат свои собственные лодки, играют в гольф. И не в том, что тут проходят биеннале современного искусства. В какой-то момент Ежков с Карачинским решили, что тут должна быть детская яхтенная школа — и сделали ее с нуля. Теперь существуют школы и для взрослых. В первый приезд в ПИРогово автора поразили огромные вентиляторы на воде — чтобы дети могли заниматься в безветренную погоду.

На фоне того, что весь мир говорит, будто у русских самые большие и самые дорогие яхты, как-то забывается, что яхтинг довольно демократичный вид спорта

«Вообще самый главный вопрос — не на чем детей учить, а как, — говорит Александр Ежков. — Потому что опять, так с советских времен, у нас какой-то карательный яхтинг — из детей пытаются сразу сделать чемпионов мира, отбивая им все желание и удовольствие. В традиционном обучении заложена муштра. И на детских соревнованиях тоже. Такое впечатление, что это не дети шести лет, а маленькие солдаты. Встали, погнали. Отгонялись — смирно, по казармам (гостиницам). Мы пытаемся сломать эти стереотипы. На недавних гонках в Конакове у нас для всех юных участников была развлекательная программа, так, чтобы это все-таки был праздник, а не тяжелая бессмысленная работа на какие-то гипотетические завоевания олимпийских медалей через сколько-то лет. И угадай, что мы услышали от тренеров? «Что вы соревнования превращаете в фестиваль?» А речь всего-навсего о детях. Потом мы удивляемся, что соотечественника за границей можно быстро вычислить по горестному выражению лица. Да, мы тут в ПИРогово пытаемся всем привить легкое отношение к жизни». Наверное, от этого легкого отношения к жизни по стенам на яхтах и в гольф-клубе, вплоть до раздевалок включительно, висят работы современных художников — например, Виноградова и Дубосарского.

Национальный ответ

В развитых парусных державах (США, Англии, Франции, Испании, Германии, Швеции) 10–15% населения занимаются либо парусным спортом, либо яхтингом. В пересчете на Россию это 10–15 млн человек. А у нас на сегодняшний день число яхтсменов не превышает 20 тыс. Хотя для занятий парусом в стране есть все условия. Одна Волга чего стоит, не говоря про моря. А что такое в современном мире парусный спорт? Это престиж, признак сильного государства! America’s Cup — старейшее спортивное соревнование в мире. Когда американцы вернули себе почетнейший трофей, который уступили до этого на какое-то время австралийцам, президент США послал за командой личный самолет, принял их в Белом доме, в стране был общенациональный праздник. На Мальорке проводится Кубок принцессы Софии, его призеров награждает лично король Испании Хуан Карлос. А знаменитые регаты в итальянском Порто-Черво, где еще в 60-х годах прошлого столетия были сплошные малярийные болота…

Анатолий Карачинский создал лодку национального класса

И тогда — совсем недавно — встал вопрос о возрождении национального класса лодок. Дело в том, что на сегодняшний момент у нас три национальных класса — «Open800», «Луч» и «эМ-Ка», для сравнения — в Италии национальных классов шесть. И конечно, нигде не было такого мощного провала — десятилетий, когда лодки не строились, не покупались и не продавались. Тот флот, который у нас есть, — это остатки советского и разрозненные приобретения.

С 2008 года у нас появился свой национальный класс — лодка-швербот «эМ-Ка». «Я потратил на нее около $3 млн без всякого бизнес-плана, — говорит руководитель яхт-клуба Александр Ежков. — Просто уже надо было сделать что-то хорошее, настоящее и позитивное».

Она спроектирована с нуля, весьма современна и технологична. Ее легко делать, легко собирать и легко перевозить. И по цене что-то в районе бюджетной автомашины, ее могут позволить себе спокойно купить в долю две-три семьи. «Это как раз такая лодка, которая дает даже никогда не сидевшему за рулем человеку ощущение радости и легкости, — говорит яхтсмен Анатолий Карачинский. — На ней не надо много и тяжело «пахать», чтобы приобщиться к яхтингу. Это прямо концепция Стива Джобса — чтобы сложные процессы были понятны и приятны пользователю».

Яхта «эМ-Ка» из Москвы покоряет страну

По правилам класса запрещено вносить в лодки конструктивные изменения, менять паруса, мачты. «Чтобы не устраивать гонку вооружений и вложений, — смеется Ежков. — Все лодки, и частные, и чартерные, должны быть одинаковыми. Именно монотипность лодок — самое интересное в гонках».

Но национального класса не бывает без соревнований, поэтому и в ПИРогово, и в других местах проходят регаты, в которые профессиональные яхтсмены стараются вовлечь как можно больше «гражданских» — это и регата «Блондинка за рулем», и «Регата чайников», регаты выходного дня, регата в Таганроге. Смысл — продвигать национальный класс в регионы: в Калининград, на Волгу, на Азов. К концу этого сезона на воде будет уже 65 лодок. Конечно, это трудно сравнивать с флотами национальных классов других стран. Но ведь наш только начинается заново. И что больше всего импонирует в этой затее: что целый спортивный класс яхт — дело рук частных граждан, которые давно уже ничего не ждут от государства и его организаций. Лишь бы не мешали. 

Читайте также:

Подписаться