Современный вестерн Маккензи и военная драма Гибсона, религиозная картина Скорсезе и ретро-комедия Коэнов: недооцененные шедевры

  Церемония вручения «оскара» обрела драматический поворот, когда съемочной группе «Ла-Ла Ленда» пришлось прямо на сцене передать главную награду команде «Лунного света», Лос-Анджелес, 26 февраля 2017 года. Фото: Chris Pizzello/Invision/Ap/Fotolink

Восемьдесят девятая церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар» войдет в историю как одна из самых запоминающихся, а возможно, и поворотных в идеологическом смысле. Казавшемуся абсолютным фаворитом «Ла-Ла Ленду» Дэмиена Шазелла, раздражающему противников своей имитацией кинематографической старомодности, академики предпочли чрезвычайно прогрессивную картину — «Лунный свет» Барри Дженкинса, малобюджетный биографический очерк о бедном афроамериканце-безотцовщине, который вырастает геем. Одновременно с этим в своем стремлении сделать громкое политическое высказывание в защиту либеральных ценностей члены Американской киноакадемии обошли вниманием картины, говорящие о проблемах современного человека не столь прямолинейно, но, возможно, более глубоко.

Торжество толерантности

Не то чтобы Американская киноакадемия впервые открыла для себя проблемы гомосексуалов — можно припомнить десятилетней давности скандал с номинированным на восемь «Оскаров» гей-вестерном «Горбатая гора» Энга Ли, который уверенно шел на главный приз, однако проиграл «Столкновению» Пола Хаггиса и был награжден лишь за режиссуру, сценарий и музыку. Тогда многие наблюдатели прозрачно намекали на гомофобию киноакадемиков. То, что «Лунный свет» стал первой в истории гомосексуальной картиной, победившей в основной номинации, теперь дает радикальным аналитикам повод предсказывать переориентацию киноиндустрии — на права ущемленных меньшинств. Аналогичный поворот в кинобизнесе пророчили и после 11 сентября 2001 года, когда многим показалось, что Голливуд никогда уже не будет прежним, что он будет вынужден повзрослеть и стать серьезнее. Однако дело ограничилось изъятием из очередного фильма про Человека-паука сцены, где герой висит на паутине, натянутой между башнями-близнецами: по прошествии 15 лет можно констатировать, что рана со временем зарубцевалась, драматические фильмы о трагедии 11 сентября заняли свои уважаемые места на отведенных им культурных полках, а жизнь коммерческого кинематографа продолжилась в привычном духе. Так и сейчас, когда функцию самолета, врезавшегося в устоявшийся американский порядок, выполняет новый президент Дональд Трамп, вполне может оказаться, что голливудский маятник просто качнулся в другую сторону и произошедшее — лишь временная реакция на прошлогодний скандал из-за отсутствия афроамериканцев в номинациях, а также на испуг перед Трампом, способным, по ощущениям деятелей культуры, закрутить все гайки любым инакомыслящим.

Сейчас, когда функцию самолета, врезавшегося в устоявшийся американский порядок, выполняет новый президент Дональд Трамп, вполне может оказаться, что голливудский маятник просто качнулся в другую сторону

 

Для получения доступа к полной версии статьи Войдите

Читайте также:

Подписаться