«Война мегапикселей» подходит к концу

Шесть, десять, четырнадцать мегапикселей — яркие наклейки на коробках бросаются в глаза покупателям цифровых фотокамер. Но что стоит за этими цифрами? The New Times смотрит сквозь мишуру маркетинга


Желание человека «остановить мгновение» было впервые реализовано Жозефом Ньепсом в 1824 году¹ (по другим сведениям — в 1822-м), хотя «мгновением» это можно было назвать только в масштабах истории: изобретенная Ньепсом гелиография требовала выдержек, измеряемых часами. Весь XIX век различные фотографические процессы пользовались большим или меньшим успехом, но все они были дорогими, сложными, трудоемкими и оставались областью профессионалов и эксцентричных энтузиастов, пока в 1900 году «Кодак» не выпустил первую модель дешевой и простой в управлении камеры Brownie.² С этого момента фотография прочно заняла позицию одного из самых популярных хобби.

В 1991 году опять же «Кодак» выпустил в продажу цифровую камеру DCS-100. DCS-100 не была первой цифровой камерой, однако более ранние камеры либо не были запущены в массовое производство, либо, как Sony Mavica 1981 года, не предназначались для последующей обработки и печати снимков. Новая камера позволила профессиональным фоторепортерам миновать процессы проявки пленки и печати фотографий, таким образом существенно ускорив передачу снимков в информационное агентство.

Пожалуй, именно 1991 год следует считать годом начала цифровой фотографии, ибо последовавшие вскоре за DCS-100 потребительские камеры превратили все общество в фотолюбителей, а фотографии стали неотъемлемой частью повседневной жизни — почти такой же, как зубная щетка.

Война мегапикселей

Цифровые камеры родились одновременно с интернетом и поколением «включенных» тинейджеров, которыми и были восприняты как должное. Однако фотографы со стажем быстро заметили низкое качество фотографий, напечатанных с цифровиков. Причина проста: цифровые камеры записывают изображение не на фотопленку, а на фотосенсор-матрицу, состоящий в свою очередь из множества фоточувствительных элементов — точек. Это напоминает фасеточный глаз насекомых. При печати на цифровом принтере точки переносятся на бумагу: при разглядывании через лупу цифровые фотографии напоминают картины пуантилистов.³

На расстоянии вытянутой руки человеческий глаз легко различает отдельные точки в изображении, если они находятся друг от друга на расстоянии более чем 1/7 миллиметра. Таким образом, чтобы напечатать небольшую фотографию, скажем, 18х24 сантиметра, нам потребуется как минимум два миллиона точек (на фотографическом языке точки называются пикселями, а количество точек — разрешением).

Для печати даже любительских портретов и пейзажей количества точек в первых цифровых камерах было явно недостаточно: фотографии получались нерезкими. Решить проблему было просто: увеличить размер фотосенсора, расположить точки поплотнее. Так началась «война мегапикселей» — стремление производителей создать фотоаппараты со все большим количеством точек и как можно дешевле.

Цифровой шум

При разработке новых фотоматриц инженеры столкнулись с массой технических трудностей. Оказалось, что чем меньше размер фоточувствительного элемента, тем сложнее спроектировать матрицу, способную запечатлеть все особенности изображения, особенно в более темных частях фотографии, тенях. Маленькие фотоэлементы капризничали: вспыхивали и потухали, когда им заблагорассудится, и на фотографиях вместо сплошных цветов можно было увидеть множество случайно расположенных точек. Фотографии выглядели грязно. Эффект получил название «цифровой шум».

Как же, спросит читатель, в рекламных проспектах печатаются такие яркие и чистые фотографии, якобы сделанные при помощи рекламируемых цифровых камер? Неужели фотографии поддельные?

Нет, фотографии в рекламных проспектах подлинные. Однако некоторый обман всетаки присутствует: для рекламных снимков производители стараются выбрать сюжеты с яркими цветами и идеальным освещением, иными словами, такие, где несовершенство фотоматрицы будет наименее заметно. Читателю, желающему знать, как его следующая камера будет работать в реальных условиях, можно посоветовать читать независимые рецензии.4

Сколько нужно мегапикселей?

Большинство выпущенных в 2008-м компактных цифровых камер насчитывают от 8 до 15 мегапикселей. Такого количества точек достаточно, чтобы напечатать качественные фотографии размером 35х50 сантиметров (формат B3) и более. Большинство снимков никогда не печатается таким размером, следовательно, дальнейшее увеличение разрешающей способности камер не имеет смысла.

Фотографии формата B3 (максимальный размер печати непрофессиональных фотопринтеров), полученные при помощи 6- и 15-мегапиксельных камер, практически невозможно отличить друг от друга. Более того, поскольку матрица с меньшей плотностью точек, скорее всего, будет обладать более низким уровнем цифрового шума, может возникнуть видимость парадокса: 6-мегапиксельная фотография может выглядеть лучше!

Так что на вопрос, а сколько же мегапикселей достаточно, можно ответить так: для фотографа, печатающего фотографии на собственном фотопринтере (размером до 35х50 см), практически любая современная камера обладает достаточным количеством точек.

В таблице приведено несколько примеров современных популярных камер. Автор ограничился только двумя крупнейшими производителями (Canon и Nikon) и включил примерно эквивалентные модели для рядового потребителя и для фотографаэнтузиаста. Интересно заметить, что оба производителя выпускают по паре потребительских цифровиков с разным разрешением. Как уже было замечено, в большинстве случаев фотографу-любителю не удастся различить качество фотографий, полученных при помощи этих камер.

Гонка мегапикселей все еще продолжается — но уже в основном вследствие инертности отделов маркетинга фирм-производителей, ведь за последние десять лет маркетологи очень хорошо научились продавать фотоаппараты с максимально возможным разрешением.

После боя

О том, что мегапиксельная война подходит к концу, свидетельствует первая камера, в которой производитель намеренно предоставляет фотографу возможность уменьшить разрешающую способность сенсора (с 12 до 6 мегапикселей) — Fuji FinePix F200EXR.5 По словам производителя, в режиме с пониженным разрешением фотографии содержат меньше цифрового шума.

Несомненно, фотоаппараты со сверхвысоким разрешением нужны профессиональным фотографам. Уже сейчас на рынке есть камеры с разрешением более 50 мегапикселей.6 Однако есть все основания предполагать, что в области компактных цифровых фотоаппаратов дальнейшее развитие будет происходить не в сторону увеличения разрешения. Уже в ближайшее время в фокус производителей попадут другие характеристики качества и удобства в обращении. Как всегда, окончание войны, хоть и аллегорической, должно привести к бурному развитию — ну а мы, фотографы-любители, будем в выигрыше.

Первые признаки того, в каком направлении будет развиваться индустрия цифровых камер, видны уже сейчас. Происходит слияние фото- и видеокамер. Почти все производимые сейчас фотокамеры в состоянии записывать и видео. При этом наиболее продвинутые образцы уже позволяют снимать видео в высоком разрешении (HD), не уступая по качеству видеокамерам. Быстрое удешевление беспроводных технологий7 в скором времени позволит цифровым камерам обмениваться фотографиями с компьютерами, мобильными телефонами, телевизорами и другими устройствами.

_______________

1 Первые фотографии Ньепса, сохранившиеся до нашего времени, датируются 1825 годом.

2 Названа в честь популярного в США в конце XIX века героя комиксов.

3 Пуантилизм — стиль живописи, основанный французским художникомпостимпрессионистом Жоржем Сёра. Картины, написанные в этом стиле, состоят из мелких мазков.

4 Одна из лучших веб-страничек с описаниями цифровых камер — www.dpreview.com.

5 F200EXR еще не поступила в продажу, хотя ее уже можно заказать в интернете

6 Например, PhaseOne 645 P65+ с 60-мегапиксельным сенсором.

7 Таких как Wireless USB и Bluetooth 3.0.

Читайте также:

Подписаться