Как 3D-технология скажется на видео- и телеиндустрии

55-5a.jpg
Для объемного телевидения придуманы 3D-очки (1) с жидкокристал­лическим затвором («мигающие»), видеокамеры (3), в том числе для подводной съемки (2). 3D-телевидение было хитом ежегодной ярмарки-шоу в Лас-Вегасе (4)

Успех «Аватара» Джеймса Кэмерона, ставшего самым кассовым фильмом в истории кино ($2,6 млрд), подогрел интерес публики к 3D-фильмам. Сменившая его на мировых экранах «Алиса в Стране чудес» Тима Бертона показывает по сборам результаты, близкие к дебютным показам «Аватара». Похоже, новая технология захватила массы. Как скажется это на видео- и телеиндустрии — выяснил The New Times  

55-6a.jpgКинематограф 3D всем хорош, кроме одного: число кинотеатров, оборудованных специальной техникой и приспособлениями для создания полноценного эффекта присутствия, ограниченно. Удовлетворить спрос на новинку той части публики, которая не ходит в кинотеат­ры, и в тех местах, где этих кинотеатров попросту нет, должно трехмерное телевидение. Разработчики поняли это давно. Достаточно сказать, что на традиционной выставке потребительской электроники, которая всегда проходит в начале года в Лас-Вегасе (США), три громадных павильона были забиты устройствами для трехмерного телевидения: разного рода экранами, видеопроекторами, специальными очками, моделями 3D-телевизоров и компьютерных дисплеев. 3D-телевидение явно становится технологическим трендом.

Стерео вчера и сегодня

Стереокинематограф — штука не новая, однако вплоть до недавнего времени аппаратура для демонстрации объемных фильмов либо требовала стационарной установки в кино­театрах, либо была слишком дорогостоящей для продажи рядовым потребителям. К тому же съемка стереокино требует больших затрат. Поэтому считаные художественные фильмы были сняты в технологии стерео, немного чаще она использовалась для создания документального (в основном видового и научно-популярного) кино. Изобретение в течение многих десятилетий оставалось своего рода аттракционом.
Чтобы смотреть стереофильмы, требуется система, направляющая разные изображения в левый и правый глаз. Таких систем существует несколько. Одна из них — на основе очков с поляризованными стеклами.* * Поляризация — свойство света, не воспринимаемое человеческим глазом; может быть описана как направление колебания световых волн. Поляризация бывает линейной, при которой колебания ограничиваются вертикальной или горизонтальной плоскостью, или круговой, при которой световые волны «закручиваются» либо по часовой стрелке, либо против. Именно этот метод использовался в стереокино образца 70-х годов. Изображения, предназначенные для разных глаз, проецируются на специальный экран с разной поляризацией, а фильтры в очках зрителя позволяют каждому глазу видеть лишь предназначенное для него изображение. В системах старого образца использовалась линейная поляризация, и стереоэффект терялся, если смотрящий наклонял голову. Современные системы, которые применялись для демонстрации «Аватара», используют круговую поляризацию и свободны от этого недостатка. В 2010 году систему просмотра 3D-программ с использованием очков с круговой поляризацией продемонстрировала компания JVC — в виде 46-дюймового (117 см) жидкокристаллического (LCD) 3D-телевизора: ожидаемая стоимость такого телевизора — около $7 тыс.
Лидирующие позиции среди других 3D-технологий прочно заняли «мигающие» очки, видимо, потому что большое количество современных телевизоров* * Все плазменные и LCD с достаточно большой частотой обновления изображения — 240Hz более чем достаточно. уже почти готовы показывать 3D-материал по этой технологии. Идея чрезвычайно проста: зритель надевает очки, в которые встроен жидкокристаллический затвор, попеременно закрывающий то левый, то правый глаз. Изображение на экране телевизора синхронизируется с перемигиванием затвора очков. Частота «мигания» настолько высока, что зритель не замечает мерцания, а видит четкую стереокартинку. Большинство 3D-телевизоров, таких как Panasonic VT25, получивший в Лас-Вегасе приз «Лучший продукт», работает именно по этому принципу, и следует ожидать их появления в продаже в ближайшие месяцы. Покупателю придется приобрести несколько пар «мигающих» очков: без них изображение на экране 3D-телевизора будет двоиться. Цена тоже хорошая — около $200 за пару.
Для очкариков несколько производителей демонстрировали так называемые автостереоскопические дисплеи, показывающие 3D-изображение без помощи специальных очков. Казалось бы, вот она, нирвана потребительского трехмерного телевидения! К сожалению, до настоящего трехмерного изображения, какое описывают фантасты в картинах далекого будущего, современным технологиям далеко. Все потребительские автостереоскопические дисплеи работают по принципу стереооткрыток, то есть стараются при помощи множества вертикальных линз разделить изображения, предназначенные для разных глаз. Такие экраны чрезвычайно чувствительны к положению головы смотрящего. Если вы «поймали» стереокартинку, качество изображения зачастую гораздо выше, чем то, которое можно получить с «мигающими» или поляризованными очками. Однако стоит вам повернуться, наклонить голову или радостно вскочить с кресла, приветствуя гол, забитый вашей любимой футбольной командой, — и увы, вместо 3D вы видите двоящуюся плоскую картинку, как на поломанном старом телевизоре. Тем не менее такие дисплеи работают, и на данный момент это неплохая альтернатива для флегматичных (которые не ерзают при просмотре) очкариков.

Пища для глаз

Даже купив 3D-телевизор и стереоочки, вы столкнетесь с проблемой: крайней скудостью материала для просмотра. Производители это понимают. Panasonic показал публике 3D-видеокамеру, а LG — 3D Blu-ray проигрыватель. Киностудии Sony, IMAX и популярный канал Discovery демонстрировали в Лас-Вегасе собственные 3D-материалы, но большинство экранов показывало сцены из «Аватара». Спасти индустрию могут трехмерные видео­игры. Видеокарты компании NVidia позволяют использовать «мигающие» очки для большого количества игрушек (таких, как, например, выпущенная одновременно с фильмом игра «Аватар Джеймса Кэмерона»).
Станет ли 2010-й годом 3D-телевидения? Можно сказать одно: в течение ближайших месяцев 3D-продукция начнет завоевывать рынок. А вот станет ли такое TV долговременным трендом или же окажется модой сезона, а потом, как платье или сумочка, будет отправлено в чулан — покажет время.

Читайте также:

Подписаться
×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта.
Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.