Рекламщики, как давно замечено, ошибаются редко. Как минимум в интонации. Дня не проживет на рынке тот, кто восстановит против себя потребителя. Умение войти в доверие, понравиться, нащупать эрогенную зону, возбудить до потери контроля (над кошельком)… — это там профессиональное.
К чему это я? А вот к чему. Уже несколько месяцев по всей Москве красуются рекламные щиты следующего беспроигрышного содержания: «Кто-то ведет дискуссии. Мы ведем строительство».
Чем берет за живое эта реклама, к каким тайникам души апеллирует? Что по замыслу, прости господи, криэйторов должно было стать тут ключиком к сердцу российского покупателя, сблизить его с продавцом?
Ответ длинный, но в одно слово.
Антиинтеллектуализм.
«Кто-то ведет дискуссии…» — вы тоже слышите ухмылку на этих словах? Ну, разумеется. Дискуссии, ага! Умный нашелся. Языком молоть — не мешки ворочать. Демагогия! Не надо ля-ля! Что там у нас еще припасено на этот случай?
«Дело надо делать».
Вот именно.
Профессор Серебряков, хрестоматийный пошляк и дармоед, произносит эту фразу в «Дяде Ване». У Чехова не забалуешь.
«Кто-то ведет дискуссии…»
Ну да: какие дискуссии в наше время? Все вопросы давно «порешены», власть прибрана к рукам, снаружи враги, внутри — единение, и все честные люди счастливы текущим статус-кво и новой возможностью сплотиться вокруг начальства. Желание же начать дискуссию со всей очевидностью выдает недовольного, а то и, чур нас, «несогласного»!
Какая дискуссия, о чем? Упаси господи, все уже хорошо! Мы ведем строительство, причем ведем его молча! И предлагаем разделить с нами радость от отсутствия каких бы то ни было вопросов! Россияне, честные и молчаливые патриоты своей страны, не хотят дискуссий — они хотят новую квартиру! И у кого же ее купить, как не у нас…
Этой нехитрой стороной реклама обращена к потребителю. Другой стороной (не менее важной в условиях нашего специфически чуткого рынка) она обращена к начальству. Ибо рекламируется тут лояльность, и главным образом именно она! Легкая пощечина интеллектуалам, противопоставление дискутирующей прослойки рабочему классу — как это знакомо с советских времен и как освежено путинскими митингами на Поклонной!
Разумеется, с таким текстом могла появиться реклама любой российской компании, но отдельно, как сейчас говорят, «доставляет», что на щите под слоганом логотип «Дон-строя».
Да-да, тот самый «Дон-строй»! Уцелевший на кризисных «американских горках» отсрочкой многомиллиардных задолженностей Сбербанку и ВТБ, загадочным образом отбившийся от уголовных дел по подозрению в махинациях, имеющий на счету скандалы с самозахватом и избиениями протестующих москвичей…
Бог не фраер: именно в этой точке общее и должно было сойтись с частным!
Верной дорогой идете, товарищи. Какие уж тут дискуссии, с такой биографией? Только строительство.