16 июня уголовный суд в Каире подтвердил смертный приговор экс-президенту Мухаммеду Мурси. Вердикт суда в тот же день одобрил верховный муфтий Египта
Наблюдая по ТВ за вынесением приговора экс-президенту Египта Мухаммеду Мурси и его сторонникам, я не мог отделаться от ощущения, что однажды уже где-то это видел. Ну да, конечно, в чистом виде сцена суда из советского фильма 1966 года «Три толстяка» по роману Юрия Олеши. Параллель вызвана не столько физическим обликом судей, хотя и это тоже присутствует, сколько общим впечатлением: идет спектакль, не имеющий никакого отношения к правосудию.
Похоже, генерал-президент Ас-Сиси решил окончательно расправиться с «братьями-мусульманами». Суды штампуют без разборов смертные приговоры членам организации — только за последние две недели более ста штук. И это только за «побег из тюрьмы» — в 2011 году во время «арабской весны» — и «участие в массовых беспорядках». Вот и Мухаммед Мурси, один из лидеров «братьев», приговорен к смерти по той же статье. Причем организацию побега приписывают одновременно и «Хамасу», и «Хезболле», и Ирану…
Мурси был арестован вместе с 24 другими лидерами «братьев-мусульман» 28 января 2011 года и без суда и следствия брошен в тюрьму, откуда бежал всего через два дня — со всеми заключенными в ходе революционных событий. Спустя год с небольшим он баллотировался на пост президента Египта — и тогда история с побегом не помешала его избранию. Да и тогдашнему генералу Ас-Сиси это не помешало при назначении его на пост министра обороны присягнуть на верность президенту.
Согласно египетским законам, чтобы смертный приговор привести в исполнение, его должен одобрить верховный муфтий Египта Шауки Аллам. А это было не очевидно. Вплоть до сегодняшнего дня все смертные приговоры, которые одобрялись верховным муфтием, касались исламистов, участвовавших в террористических актах на Синае против правительственных войск. Здесь же речь идет не только о демократически избранном президенте, но и почти о всем руководстве «братьев-мусульман». Ясно, что это решение муфтия может подорвать его авторитет в глазах рядовых мусульман.
С другой стороны, в стране президента-генерала Ас-Сиси чего-то существенного стоит только один авторитет — его личный. Ас-Сиси понимает: «братья-мусульмане» — его единственная реальная угроза. Шансы обезглавить их руководство сейчас у него есть, а завтра их может уже и не быть. Так что лучше не упускать жар-птицу удачи.
В истории Египта это уже, по крайней мере, третья попытка расправиться с «братьями-мусульманами» физически. В середине 1950-х то же самое попытался сделать Гамаль Абдель Насер. В 1980-х после убийства президента Садата его преемник Хосни Мубарак на протяжении 30 лет не прекращал репрессии в отношении «братьев». Как видим, без особого результата.
С другой стороны, если что и подорвало доверие к «братьям-мусульманам» со стороны простых египтян, так это их бездарное руководство страной в период президентства Мурси. Поэтому желание президента Ас-Сиси превратить Мурси в мученика в глазах многих египтян выглядит весьма странным.
Нужно помнить: Мурси выиграл единственные демократические выборы в истории Египта, тогда как Ас-Сиси стал президентом по итогам постановочного дежавю: все его конкуренты были одобрены им самим, да еще и при полном контроле над всеми СМИ и с массовыми арестами оппозиции. Ас-Сиси пытается войти в историю Египта как человек, который восстановил порядок в стране. Но сейчас он больше смахивает на человека, который вернул старые порядки.