#Главное

#Конфликт

Приватизация памяти

2015.05.17 |

Антон Баев

Дмитрий Ребров

9 мая 2015 года по всей стране прошло шествие «Бессмертного полка» — потомки фронтовиков вышли с их портретами на улицы и площади городов

В Москве, по утверждениям организаторов, в акции приняли участие более 500 тыс. человек. В последний момент с портретом отца-фронтовика к шествию присоединился даже президент России Владимир Путин. Авторы оригинальной идеи акции заявили об излишней политизации мемориального шествия. The New Times разбирался, как гражданская инициатива «Бессмертный полк» превратилась в политический инструмент и коммерческое предприятие

34-490.jpg
«Бессмертный полк» в Москве. Более 500 тыс. жителей столицы прошли по Красной площади с портретами фронтовиков, Москва, 9 мая 2015 года

«Как-то раз в родном городе 9 Мая мы вышли на парад и увидели, что идут две колонны: в первой — члены партий, чиновники, спортсмены, а во второй — маленькой такой — идут ветераны. Мы огорчились и через некоторое время решили, что нужно что-то делать», — рассказывает один из авторов идеи, томский рекламщик Игорь Дмитриев. В 2012 году он со своими коллегами по холдингу «Томская Медиа Группа» решил организовать собственное шествие с портретами родственников, воевавших на фронте, но не доживших до очередного юбилея победы. «Наши деды — фронтовики, их уже нет с нами, а сам праздник стал таким громким, «трескучим», что для души в нем почти ничего не осталось», — говорит Сергей Колотовкин, второй из отцов-основателей акции.

Тема получила развитие. Чтобы собрать людей на шествие «Бессмертного полка», друзья сделали небольшие видеоролики, разместили их на местных телеканалах и договорились с мэрией, что власти разрешат им пройти собственной колонной в День Победы. «В первый год мы просили дать нам место на 500 человек, нам дали на 200 человек, а пришло 6 тысяч», — рассказывает Сергей.

Вскоре за Томском потянулись и другие города. «Мы по работе часто мотались по стране, разговаривали с другими медийщиками. Предлагали им эту тему, они соглашались», — по словам Дмитриева, все это держалось на голом энтузиазме. «Тем, кто спрашивал, в чем соль, где деньги, мы отвечали, мол, у тебя дед воевал? Тогда какие деньги?» — подчеркивает он. Акция задумывалась, да и до сих пор проводится в большинстве городов страны как некоммерческая, неполитическая и негосударственная (это закреплено в уставе). Город за городом к движению присоединились десятки населенных пунктов: Ачинск, Курган, Луга, Екатеринбург, Барнаул, Санкт-Петербург… В 2013 году шествие впервые состоялось в Москве. «Мы встречались со столичным координатором Николаем Земцовым, у него отец воевал, он хотел заниматься этим», — говорит Дмитриев. Однако позже между московским штабом полка и лидерами движения в Томске произошел разрыв.

«В определении акции я согласен со всеми словами, кроме одного — «негосударственная». Такая акция не может проводиться без участия государственной власти», — говорит теперь сам Земцов. В беседе с корреспондентом NT он подчеркнул, что оставляет за собой право проводить шествие в том формате, в котором считает нужным: «Акция — как песня: слова одни и те же, а исполнения разные. Теперь каждый поет ее по-своему. Томичи в лирическом стиле, а мы в стиле марша».

«У нас всегда был контакт с государственными органами, но сейчас нас пытаются накрыть вертикалью и превратить марш памяти и скорби в тот самый официоз, от которого мы хотели уйти», — уверен Сергей Колотовкин. Теперь Николай Земцов отрицает организационную связь с томским проектом: «Да, мы общались с ребятами, но мы скорее переняли эту традицию у Тюмени». По его словам, «Бессмертный полк. Москва» с самого начала планировался как отдельная организация. Однако переписка, имеющаяся в распоряжении редакции, говорит об обратном.
34-cit-01.jpg
Человек системы

По словам Григория Куниса, руководителя петербургского штаба акции, на несовместимость методов Земцова с первоначальным форматом московскому координатору он указывал еще около двух лет назад, на что тот отвечал лишь: «В Москве ничего без денег не сделаешь». «Мы с ним несколько раз встречались, но я понял, что у нас кардинально отличаются подходы», — резюмирует Кунис, который в 2013 году раскритиковал методы столичного коллеги в письме к остальным координаторам. «Он — человек, встроенный в систему, это прямо говорит, а главное — действует как чиновник и распределитель ресурсов», — описал Земцова в переписке Кунис.

При личной встрече Земцов тогда же объявил петербургскому активисту, что в будущем все продвижение акции он собирается осуществлять за счет мэрии, а спустя два месяца, 21 февраля 2014 года, оказался исключенным из состава координаторов «Бессмертного полка» 20 голосами из 23. «За вами выбор, что для вас важнее — общее дело памяти или ваши личные амбиции», — писали Земцову коллеги. Ему предлагалось «вернуть москвичам возможность вписать историю своего солдата в общероссийскую летопись», для чего восстановить во всех созданных им группах во всех соцсетях ссылки на сайт общероссийского полка (www.moypolk.ru), отказаться от использования во всех информационных материалах полка словосочетаний «проходит при поддержке», «партнер проекта», «организатор», «спонсор» и т. п., поскольку это противоречит Уставу полка, а также «отказаться от позиционирования себя как руководителя движения «Бессмертный полк. Москва» и от употребления терминологии, самим звучанием, написанием, трактовкой отделяющих Москву от других городов Российской Федерации».

Однако Земцов избранную стратегию менять не стал. В ответ на демарш соратников 27 марта 2014 (по данным ЕГРЮЛ) он зарегистрировал собственный проект «Бессмертный полк. Москва» и начал работать отдельно от томского штаба. У его региональной патриотической общественной организации свой сайт, свой телефонный узел, выделенный МГТС, и свои партнеры. Какое-то время оба проекта сосуществовали параллельно, но без видимых конфликтов.

Президентский марш

30 апреля журналисты томского независимого канала ТВ-2, недавно прекратившего свое эфирное вещание после конфликта с государственными ведомствами, и один из авторов акции Сергей Лапенков обвинили московских организаторов в политизации и перехвате проекта. Главный вопрос, который вызывает у них деятельность организации «Бессмертный полк. Москва», — это участие власти. О поддержке московского шествия заявили и Общероссийский народный фронт, и мэрия Москвы, и президент. ОНФ и Общественная палата при президенте выступили как со-заявители акции. «Сотрудничество с мэрией увеличивает эффективность организации, наивно думать, что можно что-то провести, не имея синергию с какими-то структурами государственными, а участие президента вывело акцию на федеральный уровень», — парирует Земцов. По его словам, сотрудничество с ОНФ и президентом позволило акции пройти прямо по Красной площади. «Вы никогда не проведете 500-тысячное шествие по центру Москвы без поддержки властей», — подчеркивает он.

«Мы всегда старались демонстрировать, что полк вне политики, вне убеждений, он должен объединять. Доходит до того, что мы из наших групп удаляем сообщения и либералов, и ура-патриотов. Мы ни за кого, ни за первых, ни за вторых», — утверждает Сергей Колотовкин.

В беседе с корреспондентом NT Земцов подтвердил, что первые признаки того, что президент может посетить шествие, появились еще за месяц до юбилея, но решился вопрос только накануне проведения акции. Этому предшествовали многочисленные согласования с администрацией президента, московской мэрией и силовиками. Сотрудничества искал сам Земцов, но с какого-то момента судьба мероприятия оказалась уже в руках федерального руководства. «Меня просто вызывали на консультации, но я не слишком понимал, как эти механизмы действуют, как вращаются шестеренки власти. Впрочем, на проход по Красной площади добро давал сам президент, и после того, как нам разрешили выйти туда, стало ясно, что, возможно, и он сам примет участие в шествии», — говорит руководитель московского «полка».

За некоторое время до этого его организация получила грант от московских властей в размере 1,5 млн рублей: «У нас есть команда, которая работает над проектом, выделенных денег хватило на 4–5 месяцев работы», — говорит Земцов, рассчитывающий, что и в будущем государство не бросит «полк» без материальной поддержки: «Ни на какие деньги, кроме государственных, организация существовать не может».

Региональные отделения «томской ветви» уверяют, что их координаторы работают бесплатно и стараются не просить у властей денег. «Мы все делаем на добровольческих началах. Губернатор Ленинградской области сам принимает участие, но старается сохранить формат акции, он лично дает указания чиновникам, чтобы не было никаких лозунгов, политики, официоза и принудиловки», — говорит Евгений Голуб, руководитель проекта в городе Луге. «Иногда мы связываемся с местными предпринимателями, чтобы они обеспечили изготовление плакатов с портретами фронтовиков по себестоимости, но деньги за каждый такой плакат люди платят сами. Потому что это личная история, и инициативу проявить должен сам гражданин: найти фотографию, дойти до фотоцентра, заплатить за это 300 рублей, мы стараемся избегать полной халявы», — подчеркивает он.
34-cit-02.jpg
Память на продажу

Устав акции запрещает не только политическую риторику, излишнее государственное участие (акция должна оставаться «гражданской инициативой»), но и коммерциализацию шествия. В 2015-м в Москве городские власти взяли на себя значительную часть функций по продвижению и организации «Бессмертного полка», устроенного Земцовым (вплоть до изготовления портретов фронтовиков бесплатно для зарегистрировавшихся москвичей), а на сайте акции появились предложения приобрести сувениры, пилотки, футболки с символикой акции от сторонних производителей.

Ссылка на интернет-магазин партнеров прячется в подменю «Оформление шествия». Первая ссылка — на сайт магазина «Полк 1945». Кружки, значки, пилотки. Никакой юридической информации о владельце сайта в интернете найти не удалось, сам Земцов признается, что фирма принадлежит «друзьям». За несколько дней праздника эта ссылка была одной из 10 в перечне компаний-«партнеров», как утверждает сам Земцов, но уже накануне 9 мая многие из них сняли свои ссылки, не справившись с потоком клиентов. Тут же ссылка на оптового производителя. Разница между покупкой пилоток оптом и магазином партнера — более чем 100 % (около 150 руб. за штуку в зависимости от размера партии и 400 руб. за штуку соответственно).

«Я уверен, что Земцов — человек, который во всем будет искать дивиденды, он ищет рыбку в мутной воде», — сказал NT Кунис. «С дальнейшим превращением этого праздника в формальный праздник люди перестанут выходить на марш, мы же хотим сохранить его как традицию, но если выйдет так, что формат его изменится и мы не сможем в нем участвовать, будем просто ходить по городу с портретами своих дедов, а на шествие пусть будут ходить те, кто любит заниматься самопиаром». 

Фото: Maxim Shipenkov/EPA/TASS

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share