Излишняя политическая самостоятельность Земана побудила правительство Чехии начать работу над законодательными поправками, чтобы значительно ограничить полномочия президента, полностью исключив его влияние на политическую жизнь. Но поправок все еще нет. А Земан пока еще есть. А коли так, то вопрос о политическом кредо чешского президента отнюдь не праздный.
![38-490-01.jpg 38-490-01.jpg](/upload/medialibrary/b2d/38-490-01.jpg)
Милоша Земана (справа) и главу РЖД Владимира Якунина связывают давние приятельские отношения. На снимке: Родосский форум, 2014 год
Свой среди чужих
После того, как осенью прошлого года Милош Земан пригласил группу глав государств и правительств посетить Прагу в конце января (2015-го) — для участия в конференции о Холокосте, приуроченной к 70-й годовщине освобождения Освенцима советскими войсками, случился дипломатический казус. Приглашение означало, что в Чехию, одну из стран Евросоюза и НАТО, может приехать и президент России Владимир Путин, чьи отношения с Западом с начала украинского кризиса резко ухудшились. На все недоуменные вопросы канцелярия чешского президента быстро дала ответ: мол, конференцию по Холокосту организует Европейский еврейский конгресс, который попросил чешские власти принять у себя мероприятие и его гостей, с чем Прага согласилась. А раз так, то и приглашения могут рассылаться от имени хозяина «площадки» — президента страны.
Эти разъяснения никак не успокоили чешскую общественность и СМИ. Даже если речь идет о дипломатической формальности, то она слишком хорошо ложится в контекст полемики вокруг Милоша Земана. А полемика эта длится в стране уже не один месяц. Едва ли не главную роль в ней играет отношение президента Чехии к нынешней политике России.
В сентябре 2014 года Земан принял участие в международном форуме «Диалог цивилизаций» на греческом острове Родос. Организатором этого ежегодного действа является Владимир Якунин — глава корпорации «Российские железные дороги» и один из приближенных Владимира Путина.
Якунин регулярно приглашает чешского президента на подобные мероприятия, и тот не отказывается. Журналистам так и не удалось добиться от канцелярии президента внятного ответа о мотивах столь тесного сотрудничества. Пресс-секретарь Земана Иржи Овчачек на вопросы о Якунине отвечает кратко: «Да, они знакомы». Неудивительно, что в чешских СМИ появляются догадки насчет степени влияния Кремля на Пражский Град. Вплоть до таких — цитируем заголовок одной из посвященных Земану статей на информационном портале Aktualne.cz — «Не управляют ли нами российские спецслужбы?»
![38-cit-01.jpg 38-cit-01.jpg](/upload/medialibrary/6a1/38-cit-01.jpg)
Выступая на Родосе (кстати, на русском языке — как и английским, Земан владеет им неплохо), президент Чехии, в частности, сказал: «Необходимо отменить санкции (против России), они избыточны. Они приносят эффект, обратный тому, на который рассчитывали их авторы. Между цивилизованными государствами необходим диалог…» Эти слова вызвали бурную реакцию в Чехии — ведь на официальном уровне Прага в лице чешского МИДа и правительства солидарна с западными санкциями против Москвы. А само по себе участие главы государства в мероприятии, организованном персоной, входящей в «санкционный список», с дипломатической точки зрения выглядело по меньшей мере скандально.
Однако это только начало. В течение осени прошлого года Милош Земан еще не раз выступал по внешнеполитическим вопросам — да так, что Кремль мог только рукоплескать. По мнению Земана, на Украине идет гражданская война, а доказательств вмешательства России в донбасский конфликт нет. Похожее он повторил в начале ноября 2014-го и в интервью Чешскому радио. Правда, украинскими событиями президент Чехии не ограничился: по ходу разговора усомнился в наличии в России политзаключенных, а участниц группы Pussy Riot охарактеризовал в непарламентских выражениях. Рассуждая о том, как переводится слово «pussy», смакуя свой не очень точный его перевод на чешский, он несколько раз употребил очевидные вульгаризмы.
Ответом на откровения президента стали акции протеста в центре Праги и ряде других городов. Участники этих акций демонстрировали символические «красные карточки», требуя удаления Земана с политического поля.
В тот же день, а именно — 17 нояб-ря, в день 25-й годовщины «бархатной революции» 1989 года, пражские студенты, к которым Земан приехал в компании президентов четырех соседних стран — Словакии, Австрии, Венгрии и Польши, — закидали его яйцами и помидорами. Охрана едва успела заслонить президента раскрытыми зонтами. По данным опроса общественного мнения, проведенного сразу после этих событий, рейтинг главы государства за месяц рухнул с 58 % до 37. И к прежним значениям не вернулся до сих пор.
![38-490-02.jpg 38-490-02.jpg](/upload/medialibrary/c67/38-490-02.jpg)
Демонстранты показывают «красную карточку» президенту Земану, Прага, 17 ноября 2014 года
Человек из народа
После всех этих событий Милош Земан пошел на попятную. Но лишь частично. К примеру, отреагировал на открытое письмо бывшего советского диссидента Виктора Файнберга — одного из участников акции протеста на Красной площади против вторжения в Чехословакию в 1968 году. В примирительном тоне чешский президент пообещал возмущенному правозащитнику поинтересоваться судьбой российских политзаключенных, не преминув добавить, что речь должна идти «о настоящих политзаключенных». Он почти согласился с замечаниями со стороны премьер-министра Богуслава Соботки и главы МИД ЧР Любомира Заоралека, которые настоятельно посоветовали президенту согласовывать свои спонтанные высказывания по внешнеполитическим вопросам с позицией кабинета. Ведь согласно конституции страны, основная ответственность за выработку внешней и внутренней политики все-таки лежит на правительстве.
Впрочем, по мнению чешских политических аналитиков, речь идет об излюбленном приеме Земана. Сначала устроить переполох на политической сцене, потом на время уйти в тень и выступить примирительно, чтобы затем вновь перейти в наступление. Это случалось не раз за годы его президентства. Возможно, такую отвагу ему дает то обстоятельство, что он был избран в январе 2013 года на первых в истории Чехии прямых выборах главы государства. До этого президента выбирал парламент.
Для Земана и вульгаризмы, и демонстративно пророссийская позиция в украинском вопросе — в первую очередь, способ привлечь внимание к своей персоне, выступить в роли «человека из народа». И противопоставить себя «пражскому кафе» — так на чешском политическом жаргоне называют либеральную, более образованную часть общества. Смысл подобного «самопиара» можно перевести и так — «простонародная пивная против интеллигентских кафе».
Но как ни переводи — Милоша Земана трудно назвать принципиальным политиком. Еще в 90-е годы, когда он возглавил оппозиционную социал-демократическую партию, Земан прославился резкой антикоррупционной и социальной, левой риторикой, которая позволила ему выиграть парламентские выборы. Став премьером, развернул программу приватизации банковского сектора, а его кабинет оказался замешан в ряде коррупционных скандалов.
Обозреватель газеты «Господаржске новины» Ондржей Соукуп напоминает, что и позиция Земана по Украине не была с самого начала прокремлевской. Весной 2014 года, когда западные политики пребывали в нерешительности после аннексии Крыма, он вдруг высказывался за ввод на Украину войск НАТО. Зато когда позиция Запада по отношению к Москве стала более жесткой, начал выступать за отмену санкций и диалог с Кремлем.
Идти против либерального мейнстрима и быть при этом на виду — все это, видимо, льстит самолюбию президента. И, конечно, повышает его авторитет в глазах «пивной 4-й категории» — так в Чехии называют наименее обеспеченную и малообразованную, стихийно левую часть электората. В ней немало ностальгирующих по временам социализма (до 1989 года), а также поклонников «сильной руки». В этой роли на чешской сцене они готовы видеть Земана, а на международной — авторитетом им представляется Путин.
Либеральный политолог Иржи Пеге считает, что на поведении Милоша Земана сказываются сугубо личные негативные факторы: известная склонность президента к алкоголю и его характер с очевидно нарциссическими чертами.
И впрямь тому свидетельство — один из первых скандалов его президентства. В мае 2013 года Земан выглядел явно навеселе во время церемонии с одним из символов чешской государственности — коронационными реликвиями былых королей. Канцелярия президента объяснила странную мимику и нетвердую походку Земана «вирусной инфекцией». Газеты, однако, обратили внимание на то, что на церемонию он приехал прямо из посольства России — с банкета по случаю Дня Победы. С тех пор выражение «президентский вирус» стало для многих чехов ироническим синонимом нетрезвого состояния…
![38-cit-02.jpg 38-cit-02.jpg](/upload/medialibrary/ead/38-cit-02.jpg)
Проверка на прочность
Хотя и пристрастие к спиртному, и самолюбование неотделимы от фигуры Милоша Земана, объяснять его поведение только этим — значит, упрощать ситуацию. Он опытный и умный политик, ставящий во главу угла сохранение и продление своей власти. Но все же власть эта невелика: Чехия — парламентская республика, и президент здесь — вовсе не доминирующий пост. Именно поэтому Земан то и дело пробует на прочность границы чешской демократии. Так, в прошлом году, во время парламентского кризиса ему удалось полгода продержать у власти свое «правительство специалистов» — как называл его сам президент, а его критики — «правительством друзей Земана». Затем глава государства попытался устроить внутрипартийный путч в рядах победивших на выборах социал-демократов, чтобы сделать премье-ром не их лидера Богуслава Соботку, с которым у Земана напряженные отношения, а близкого ему губернатора Южной Моравии Михала Гашека. План этот сорвался, и Милош Земан на пару месяцев опять же ушел в тень, зализывать раны — политические и не только: как раз тогда президент упал в своей резиденции (по версиям СМИ, будучи сильно навеселе), повредив при этом колено. С тех пор он ходит с тростью.
Набравшись сил, Земан перешел в новое наступление. На сей раз — сделав упор на зарубежные политические проблемы.
Значительная часть чехов осознает опасность для демократии, которая исходит от президента. Иначе тысячи людей не предъявили бы Земану «красную карточку» на улицах Праги в день 25-летия «бархатной революции». Хотя на самом деле, если отключить митинговые эмоции, цвет этой карточки пока все же не красный, а желтый — это только предупреждение, а не удаление с игрового поля. В досрочном уходе главы государства заинтересована только праволиберальная оппозиция, у которой для этого недостает парламентских и сенаторских кресел. Чешский же закон об импичменте весьма сложен.
Однако при всех «мячах» в свою пользу Земан, похоже, просчитался: пойдя в атаку в своем внешнеполитическом радикализме, он вряд ли сможет рассчитывать на одобрение даже инертного и молчаливого большинства. И здесь ни Владимир Путин, ни Владимир Якунин не могут помочь своему чешскому другу.
Фото: flicker, David W Cerny/Reuters