Гособвинение по делу «Ив Роше просило суд назначить Алексею Навальному 10 лет колонии общего режима с учетом первого приговора по "делу Кировлеса". Для Олега Навального прокуратура считала справедливым наказание в виде восьми лет лишения свободы. В ответ защита назвала позицию прокурора незаконной, а выдвинутые обвинения - абсурдными, попросив суд оправдать подсудимых. По мнению адвокатов, уголовное дело было возбуждено с нарушениями, так как отсутствовало заявление об ущербе.
Дмитрий Быков, писатель:
Это хитрое решение: сажая Олега Навального, власть показывает, что будет со всеми, кто сотрудничает с самим Алексеем, отпугивая от него сторонников. Вообще-то Сталин любил сажать родственников своих оппонентов. Хотя у нас, слава богу, масштаб не тот. Пока не знаю, пойду ли я сегодня на Манежку. Власть же специально такое решение принимала, чтобы оно не было слишком жестким к Алексею Навальному. Все-таки его еще побаиваются, протестных акций не хотят: и действительно, кто-то подумает, чего выходить, если его не посадили.
Вадим Кобзев, адвокат Алексея Навального:
Что имела в виду власть, перенеся оглашение приговора на 30 декабря, - я так и не понял. Предположим, мотив — снять протестную активность. Но это имело бы смысл, если бы приговор Алексею был реальным. Однако ему дали условный срок. А такой приговор и 15 января можно было бы огласить - не думаю, что в этом случае были бы серьезные массовые акции.
Тогда почему именно 30-е? У меня есть только одна версия. Вот эта страничка в Facebook с призывом выйти на Манежку, которая набрала 30 тыс. человек, кому-то не давала покоя. И этот «кто-то» захотел разрядить ситуацию прямо сейчас, во что бы то ни стало, до Нового года, чтобы это не висело неким дамокловым мечом.
Что касается самого приговора, то мы его текст получим только 12 января. Сейчас трудно что-то комментировать по существу. Произошла переквалификация, но каким образом это будет прописано, я не представляю. Было просто «мошенничество», стало «мошенничество в сфере предпринимательской деятельности». Причем по новой статье вменяется неисполнение договора. Замечательно! Все обвинение было построено на том что, мол, братья Навальные использовали схему с лже-предприятием, что договоров не было, а теперь оказывается, что договоры были, но не исполнялись. При этом все 130 томов дела – счета-фактуры, платежки, которые подтверждают исполнение договоров.
Более того, я уверен, в руках у судьи сегодня был не приговор. Слишком мало времени было на его написание отведено. Оглашение только двух частей связано не с тем, что приговор большой, а с тем, что третьей части просто нет и ее напишут до 12 января. Была команда: мол, наказание будет такое. А всю остальную мотивировочную часть судья писать в остающиеся две недели.
Алексею Навальному в качестве меры пресечения оставлен домашний арест. В принципе это решение соответствует закону: до апелляции суд в праве избирать любую меру пресечения. Однако в реальной практике такого не встречается. Обычно, когда человеку дают условный срок, его сразу освобождают. Но в данном случае в дело включена политика...
Ольга Романова, правозащитница, координатор движения «Русь сидящая»:
Условный срок Алексею Навальному и реальный срок Олегу Навальному в канун Нового года не имеет, конечно, никакого отношения к правосудию. Никто же не обсуждает детали уголовного дела и судебного процесса - все всё понимают, где на самом деле выносился приговор. Полагаю, что выносился он совместными усилиями спецов из администрации президента и ФСБ, схему готовил, например, Володин, Путин кивнул.
В ближайшее время будет апелляция на приговор, и будет разрешена юридическая коллизия с домашним арестом Алексея Навального - он же арестован по первому приговору по делу Кировлеса: арест был мерой пресечения за нарушение условий отбывания условного срока. Но нельзя жить под домашним арестом вечно. Тем более, что домашний арест - это именно мера пресечения, а не наказание. Поэтому на апелляции дело отправят на новое рассмотрение в ином составе суда. Всё это время у братьев сохраниться мера пресечения в виде ареста у Олега и домашнего ареста - у Алексея. Вот так и будут выходить из тупика. Или - что тоже возможно - вообще поменяют законодательство специально под Навальных.
Само это дело и приговор очень напоминают «дело 6 мая»: лидеров протеста не трогают, зато жёстко и жестоко преследуя случайных в основном людей, просто хороших ребят, при этом делая лидеров морально ответственными и виноватыми перед всем миром. Словом, контора научилась работать блистательно: без сантиментов, остро, подло, ювелирно, с особым цинизмом и с особым учётом соплей прогрессивной общественности.
Дмитрий Орешкин, политолог:
Этот приговор – иезуитская мера. Она направлена на то, чтобы, во-первых, наказать Алексея, который будет чувствовать вину за то, что его брата посадили. Во-вторых, дезориентировать сторонников Навального, так как самого Алексея вроде бы не посадили, а Олега массы не очень хорошо знают. Такой приговор — абсолютно в стиле российских спецслужб.
По той же, по сути, причине, перенесли и оглашение приговора - чтобы смешать карты людям, которые хотели выйти на площадь 15 января. Теперь вот массы не знают, когда и для кого выходить.