Брак принес Бену и Джорджу не только счастье, но и проблемы. «Любовь странная штука», США, режиссер Айра Сакс
фото предоставлены фестивалем «Бок о бок»
Похоже, даже питерские гомофобы смирились с тем, что кинофестивалю быть, а провокациями, вроде звонков с предупреждениями о заложенных бомбах, ничего не добиться. В прошлом году один из фильмов пришлось досматривать в ближайшем гей-клубе: звонок поступил, как водится, на самом интересном месте. В этом году не позвонили ни разу. Лишь известный борец с гомосексуалами депутат петербургского заксобрания Виталий Милонов выступил с заявлением, порекомендовав организаторам фестиваля проводить свое мероприятие за пределами РФ.
В фестивале приняли участие картины из России, США, Швеции, Бразилии, Великобритании, Финляндии, Турции, Франции, Австралии и других стран. Комедии и мелодрамы, документальные фильмы и байопики, сложное артхаусное кино и простые, но трогательные ленты, рассчитанные на массового зрителя. На момент сдачи номера победители еще не были объявлены, но из просмотренного можно было понять: искусство, как всегда, опережает общество, где до сих пор идут споры, могут ли гомосексуалы заключать браки, усыновлять детей и пользоваться теми же правами, что и гетеросексуальное большинство. В большинстве фильмов, представленных на «Бок о Бок», мало кто задается вопросом, нормально ли быть геем, родители не выгоняют детей из дома после того, как те совершили coming out, подростки не кончают с собой из-за осознания своей ориентации. Ориентация вообще отошла на второй план, как цвет кожи или разрез глаз, а на первый вышли вечные темы: любовь, измена, отношения родителей и детей, смерть любимого человека, старость…
Любовь и смерть
Так, в шведской мелодраме «Поцелуй меня» Мия вот-вот должна выйти замуж за Тима, с которым прожила вместе целых семь лет. Но вдруг она понимает, что влюблена в дочь своей новой мачехи, открытую лесбиянку Фриду. Отец Мии принимает ее: «Мне казалось, я всегда знал об этом», — говорит он своей жене: собственно так и должны реагировать родители. Вот и получается классический любовный треугольник из Мии, Фриды и Тима, в котором даже брошенный Тим нисколько не шокирован вдруг открывшейся ориентацией своей невесты. Он страдает так же, как если бы Мия оставила его ради другого мужчины: измена — она и в суперлиберальной Швеции измена.
В американском фильме Love is Strange («Любовь странная штука») двое стариков-пенсионеров решают оформить брак после 39 лет совместной жизни. Одного из них увольняют из церкви, где он преподавал музыку, они вынуждены продать квартиру и скитаться по родственникам. Да, есть, конечно, элемент гомофобии: не было бы гей-брака, не было бы и проблем с работой. И тем не менее это такая чисто нью-йоркская история, которая могла произойти с какой угодно парой — зритель наблюдает за развитием сюжета, забывая, однополый это брак или нет: у любви нет пола.
Тема смерти и старости вообще очень занимает ЛГБТ-режиссеров.
В шведской короткометражке «Последнее прощание» герой горюет по умершему от рака мужу, не желает общаться с дочерью, которая приняла решение приостановить не дающую результатов терапию (в роли дочери, кстати, Лив Мяёнес, сыгравшая Фриду в «Поцелуй меня»). Он никак не может смириться с тем, что остался один, обвиняет мужа в том, что тот бросил его. Полфильма — разрывающий душу диалог с покойным: тот убеждает героя, что другого выхода не было. Да, снова речь про гей-брак, но разве это важно?
В этом же ключе сняты и российские короткометражки «1 день из жизни» — трогательные документальные зарисовки из жизни разных пар: гетеросексуального мужчины и транссексуала*, двух лесбиянок с разницей в возрасте; сложные отношения ВИЧ-инфицированных молодых людей («Кто эти» и «Выйди из комнаты» Ольги Привольновой); лесбийские и гей-пары, рассказывающие о своем отношении к гомофобным законам в «Праздничном интервью» Алины Рудницкой. В этих фильмах ориентация, ВИЧ-статус тоже теряют свою значимость, это фильмы о людях, о любви, об отношениях. Ты как-то сразу влюбляешься в героев, они говорят с тобой на одном языке, у них те же проблемы, тот же чувственный опыт, что и у любого среднестатистического человека — гетеро, гомо ли — не суть.
Жизнь в трансе
Как и на прошлых фестивалях, отдельно прозвучала тема трансгендеров** и транссексуалов. У них в сегодняшнем мире больше проблем, чем у гомосексуалов, они больше привлекают внимание, страдают от отсутствия толерантности даже в ЛГБТ-сообществе. «Любите меня таким, какой я есть», — будто говорят герои в качестве пролога к любому фильму, а потом уже начинается завязка. В 52 Tuesdays («52 вторника») девочка-подросток следит за тем, как ее мама меняет пол. Маме надо побыть одной, она не хочет, чтобы дочь видела ее в тяжелые минуты, она отправляет ее к отцу, но мать и дочь решают встречаться по вторникам: отсюда и название. Процесс перемены пола идет сложно, прием тестостерона приходится прекратить из-за проблем с печенью. Джейн, которая стала уже Джеймсом, скандалит, ругается с дочерью. Но вся эта история с переменой пола — тоже лишь фон для того, чтобы поразмышлять над сложными отношениями зациклившейся на своих проблемах матери и дочери, которая сама находится в процессе поиска себя. Помощь близкого человека так нужна подростку в этом трудном возрасте, а получается, что Джейн-Джеймс сама ищет поддержки…
А вот героиня короткого метра Wannabe («Хочу быть такой») так и не смирилась с тем, что пол много лет назад поменял ее отец. Софи по-прежнему называет его Рэймондом. «Донна. Ты знаешь, что меня зовут Донной последние 14 лет!» — отвечает отец. Но ситуация нестандартна: мама только что умерла, и это сближает героев. У Донны есть прекрасная бизнес-идея: выпускать платья с биркой 10-го размера независимо от того, каков размер на самом деле. «Это для тех дам, которые хотят чувствовать себя худыми несмотря на то, что вот тут и там у них есть лишний вес», — говорит Донна, и Софи заливается смехом — добрым смехом, впрочем. Ведь она поняла, наконец, чем была жизнь Рэймонда-Донны: постоянной борьбой за собственную идентичность. Но за непростой связкой «отец — дочь» проступают куда более сложные отношения с покойной матерью: взаимные обиды, ревность и — любовь. «Я просто хотела быть самой собой», — говорит Донна, подводя своеобразную черту под темой фестиваля: главное — быть собой, все остальное — пространство для режиссера.
У 16-летней Билли и так переходный возраст, а тут ещё и мама решила сменить пол. Мать с дочерью отчаянно пытаются найти себя и не потерять самого ценного: взаимной любви.
«52 вторника», Австралия, режиссер Софи Хайд
В жизни Мии все было спланировано на годы вперед. Но любовь смешала все карты. «Поцелуй меня», Швеция, режиссер Александра-Тереза Кейнинг
Демир — ВИЧ-инфицированный, так же, как и его бойфренд Кирилл. Но главное в фильме не ВИЧ-статус, а отношения молодых людей. «Выйди из комнаты», Россия, режиссер Ольга Привольнова
Залы кинофестиваля пустуют редко. Санкт-Петербург. 27 ноября 2014 г.
Софии придется разобраться в своих отношениях с покойной матерью и отцом, который из Рэймонда стал Донной. «Хочу быть такой», Великобритания, режиссер Марко Калабрезе
* Транссексуал — человек, идентифицирующий себя с полом, противоположным биологическому, и стремящийся сменить пол.
** Tрансгендер — человек, ощущающий несовпадение социального и биологического пола. Трансгендерность не зависит от ориентации, к примеру, гетеросексуального мужчину, который любит носить женские платья, можно называть трансгендером.
фото предоставлены фестивалем «Бок о бок»