То, что изначально планировалось на законодательном уровне как налог с продаж, а потом превратилось в фиксированные сборы с почти всех видов малого бизнеса — от сапожников до парикмахеров, — завершилось введением сбора только с розничной торговли. И пока только в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Зачем это крупным городам во время кризиса — вопрос.
На грани выживания
Во многих районах Москвы осталось совсем мало небольших магазинчиков. Конкуренция жестокая — поблизости от любой торговой точки, как правило, есть все магазины X5 Retail Group — и «Пятерочка», и «Перекресток» — или тот же «Седьмой континент». Корреспонденту The New Times удалось поговорить с Николаем, владельцем одного — выжившего пока — небольшого магазинчика. То, что хозяин — именно он, понятно сразу: кто еще с таким вдохновением ранним утром будет чинить пластиковую дверь павильона?
Обычный продуктовый ларек. Сорок квадратных метров. Далее все по списку «Среднерусской возвышенности» — пиво, воды, табак, пельмени (дай мне уткнуться лицом в твои колени)… Колбасы, молоко, какие-то крупы, масло, майонез и консервы, конечно же, тоже. Можно, конечно, предположить, что всей правды Николай корреспонденту не сказал, а дверь своего павильона привинчивал не из экономии, а из врожденной склонности к рукоделию. Но все равно ключевая цифра — дневная выручка — в разговоре прозвучала.
Впрочем, и прятать-то тут особо нечего. Что это за деньги? 25 тыс. рублей в день. То есть приблизительно 750 тыс. в месяц. Далее считать совсем просто. Маржа мелкой торговли — в районе 30 %. Увеличивать ее никак нельзя, так как покупатели и так стремятся пойти в крупный сетевой супермаркет. Поэтому потолок заработка — 250 тыс. в месяц.
Из которых надо платить, платить и платить. За аренду — 100 тыс. Двум продавщицам — с учетом фондов — приблизительно столько же, немного больше. Далее по списку — налоги, электричество… Короче, приходится самому и дверь привинчивать, и полки мыть и чинить, и иногда за кассой стоять.
Самому стоять за прилавком для владельцев малого бизнеса не только не зазорно, но даже почетно. Вообще-то этому Николаю — торговцу мелкой снедью из престижного района «Крылатское» — впору вручать какой-нибудь соответствующий почетный знак. Например, «за героизм в бизнесе». Равно как и другим владельцам немногим более чем 4000 схожих московских торговых точек.
Но вручать знаки в обозримом будущем скоро станет некому. Разве что памятные. Когда новый налог заработает — а это должно произойти 1 июля 2015 года — в столице большинство подобных магазинов закроется. Согласно системе расчетов главы «Торговый сбор», новый дополнительный налог на мелкие торговые точки ежемесячно составит около 10 тыс. рублей. Всего. Совсем немного, но и он может стать критичным для бизнесов, находящихся на грани выживания.
1 из 22
Нововведение не обошлось без интриги. Якобы в правительстве по поводу идеи новых сборов схлестнулось два мнения — тех, кто считал, что это позволит наполнить местные бюджеты, и тех, кто считал, что в условиях кризиса малый бизнес трогать нельзя. Впрочем, иногда складывалось впечатление, что взаимоисключающие идеи у нас часто исходят от одного и того же человека. Хотя тех, кто немного знает российские реалии, этим не удивишь.
Так или иначе, но после совещания у Дмитрия Медведева 17 ноября, за день до голосования в Думе, законопроект, подготовленный главой думского комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым решительно переписали. И из предлагавшихся изначально 22 объектов дополнительного налогообложения оставили только один — розничную торговлю.
Сейчас противники думских поправок надеются заблокировать их на уровне Совета Федерации. Но поскольку в России давно последнее слово во всем остается за одним человеком, а этот человек на днях недвусмысленно поддержал введение сборов, надежд на выживание для бизнеса, который новшество затронет, остается немного.
Изъяны логики
Так зачем все это делается? Вопрос, который в нашем Отечестве очень часто становится риторическим. Впрочем, Владимир Путин на форуме ОНФ недавно дал объяснение. Оказывается, идея ввести сборы с малого и среднего бизнеса возникла после доклада столичных властей о низких налоговых сборах с крупных торговых сетей. Странная логика. Крупные заплатить не могут, так пусть заплатят те, кто и так еле выживают. При этом всем понятно, что, поскольку мелкая розница начнет закрываться, местным бюджетам от этого будет мало пользы. В том числе и в Москве, которая выступала главным лоббистом налогового нововведения.
Но предположим, что число маленьких магазинов не сократится. Что город получит взамен? Несложные подсчеты показывают, что в городскую казну поступит максимум 150 млн рублей в год. Это меньше чем 0,01 % от бюджета города. Если же магазины начнут закрываться, то это значит не только, что в Москве прибавится несколько тысяч безработных, но и наверняка дополнительно вырастут цены. Ибо конкуренции и станет меньше. Зачем же надо было тратить столько сил на то, чтобы закон протащить? Единственное приходящее на ум рациональное объяснение — чисто стилистическое. Армейский принцип «пусть безобразно, зато единообразно» давно в почете в столице. Достаточно посмотреть на уродливые заборчики, которыми за последнее время огородили все, даже самые малые клочки земли, выкрасив их вместе с бордюрами в единообразно тошнотворные цвета.
Ну не нравится столичной власти любое проявление разнообразия и инициативы снизу. Можно вспомнить, с чего начинал Сергей Собянин на посту столичного градоначальника. С ликвидации торговых ларьков. Включая вполне чистые и аккуратные тонары, продававшие, например, блины. Зачем-то поубирали хлебные ларьки, и за хлебом приходится ходить дальше, в супермаркет. Снесли даже киоски, которые существовали в центре с середины прошлого века. Теперь пришла очередь и небольших стационарных магазинчиков. Они также не вписываются в подобную, по-армейски единообразную, картину мира.
Впрочем, возможен и другой, также вполне сочетающийся с российской парадигмой вариант. Все останется как есть. Поправки позволяют местным властям устанавливать нулевые ставки по новым сборам. Но что-то подсказывает, что в Москве нулевых ставок не будет. Скорее, максимальные. Иначе зачем главными лоббистами их принятия стали именно столичные власти?
фото: Елена Пальм/ИТАР-ТАСС, Михаил Жукович/PhotoXPress.ru