Материал полностью построен на мифах, слухах и лжи, считает эксперт The New Times
Владимир Машков в роли Распутина
Беда нынешнего нашего телевидения в том, что оно — вольно или невольно — воспроизводит определенный социальный заказ: не трогайте власть, иначе будет революция. А революция — это нехорошо, поэтому лучше пусть все остается так, как было. Именно эта мысль проходит не только через сериал «Григорий Р.», но и через многие другие картины, снятые в последнее время на историческую тему.
Гомосексуалы, либералы и англичане
А что касается исторической правды… Мне было достаточно посмотреть несколько последних серий фильма, чтобы понять: из исторических фактов авторы сериала соорудили нечто совершенно нелепое. В их трактовке, безусловно, присутствует логика, но это логика пошлого обывателя. Скорее всего, создатели картины опирались на различные слухи, коих вокруг реального Распутина при его жизни было множество.
В то время — время неопределенности — люди вообще мало понимали, что происходило в стране, в мире. Естественно, возникали домыслы, основанные на предрассудках, рождались слухи… Эти слухи и стали основой картины — здесь о конкретных первоисточниках речь вообще не идет.
Завязка сериала — расследование убийства Распутина — действительно имеет исторические основания. После переворота была создана специальная комиссия по расследованию деятельности царского правительства. В том числе рассматривался вопрос и о влиянии Распутина на царскую семью. Но на исторические факты в этой картине смотрят под таким углом зрения, что они оказываются совершенно искажены.
Вообще, роль Распутина в российской истории в свое время многократно преувеличивали. Безусловно, это человек незаурядный. Но он был одним из пророков, кликуш, которые, к сожалению, окружали царский двор довольно давно. Распутин приглянулся царской семье по одной причине — он якобы мог лечить наследника. Насколько это соответствует действительности, установить невозможно. Как ему это удавалось и удавалось ли вообще — трудно сказать. Есть информация о том, что он брал уроки у гипнотизеров — насколько она точна, не берусь судить. Но Распутин, безусловно, обладал силой внушения. Она была такова, что все поверили: Распутин может спасти наследника. А если смотреть на Распутина глазами Александры Федоровны, значит, он может спасти и Россию в целом.
Александра Федоровна была женщиной, мягко говоря, экзальтированной, явно неуравновешенной. Конечно, она влияла на императора. Но император мог гнуть свою линию: он терпел — в прямом смысле слова — Распутина и отнюдь не прислушивался к его советам, которые касались высокой политики. Поэтому утверждать, как это делается в сериале, что именно «благодаря» Распутину в те годы в правительстве постоянно менялись министры — что он их назначал, снимал — нельзя. Министерская чехарда в то время наблюдалась не только в правительстве России, но и в правительствах других воюющих стран.
Многие эпизоды сериала выглядят совсем уж странно и надуманно. Вот, например, «тезис» о том, что убийца Распутина Феликс Юсупов — гомосексуал. Ну, знаете, это уж совсем карикатурно. Получается, что Распутина убрали гомосексуалы, либералы и англичане? Но это просто нелепо. Да, действительно, случаи гомосексуализма были в высшем свете. Впрочем, и среди епископата таковых было предостаточно. Но зачем говорить о связи убийства Распутина и гомосексуальных отношений? При чем тут это?
Попадание в переплет
И убийство Распутина переврали от начала до конца. Сделали очень по-киношному и при этом, на мой взгляд, очень неубедительно. Так что мне жаль исполнителя главной роли Владимира Машкова — по-моему, он попал в неудачную картину и вообще в неудачный переплет.
На мой взгляд, лучший фильм о Распутине и о «распутинщине» — «Агония» Элема Климова. А если кто-то захочет узнать Распутина настоящего — почитайте воспоминания Владимира Пуришкевича, Феликса Юсупова… Там описаны некоторые детали — трудно судить, насколько они точны, но все же они дают определенное представление об истинном Распутине, а не о том, который показан в новом сериале…
К сожалению, чего-то самостоятельного, исследовательского за всеми этими новыми «историческими» фильмами не стоит. Они лишь воспроизводят определенные мифы, на основе которых конструируют новые мифы. И все мы в этих мифах, увы, погрязли.