29 октября в Москве прошла акция «Возвращение имен» в память о жертвах политических репрессий. У Соловецкого камня на Лубянской площади люди зачитывали имена тех, кто был расстрелян в годы советского террора.
Олег Орлов, член совета правозащитного центра «Мемориал», рассказал The New Times, как проходила акция.
«По сравнению с прошлым годом людей было больше. В очереди было порядка 210-250 человек. И чтобы достоять до конца, людям пришлось ждать 2 часа. Мы давали читать три имени, правда, некоторые люди читали дополнительные имена, своих родственников и предков, - рассказывает Олег Орлов. - Потом под самый конец мы давали табличку только с одним именем, чтобы как можно больше людей успели прочитать. В первые годы бывало так, что мы, организаторы, выходили по два-три раза читать имена, чтобы не прерывать акцию, потому что бывало так, что почти не было людей. Но в последние годы такого не было. С самого утра уже стояла очередь людей, и мы практически не имели возможности сами прочесть».
Правозащитник также рассказал, что большое количество людей не успели прочитать имена, потому что акция проходила до 10 часов вечера: «У нас была идея сделать акцию круглосуточной, но тут возникают сложности с городскими инстанциями, согласование на более долгий срок вызвало бы дополнительные сложности, поэтому мы сами внесли заявку на проведение акции с 10 до 22 часов».
«В прошлые годы полиция вела себя вполне дружелюбно, проявляла сочувствие, интересовалась, задавала вопросы, - рассказывает Олег Орлов. - На мой личный взгляд, в этот раз было отчуждение. Вчера днем одна пожилая дама после того, как прочитала имена, произнесла речь о возможности повторения репрессий в современной России. К ней на сцену поднялся сотрудник полиции и сказал, что прекратит акцию, если она будет продолжать. Мне непонятно, как бы они закончили акцию? Стали бы нас разгонять?»