Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ Банка:
Новые санкции США и ЕС против российских банков — это примерно то же, что уже против них принято, просто сейчас введены более жесткие ограничения. Фактически, банки не могут привлекать никакие кредиты, никакие другие средства на рынках Европы и Соединенных Штатов.
Общий подход поэтапных санкций — курочка по зернышку клюет. России дают сигнал: если ничего не меняется, делают еще один шаг, потом еще один шаг — и так далее. Санкции пока не являются убийственными для российской экономики, они просто ей мешают и ограничивают. Сейчас я не хочу говорить, каким может быть следующий сигнал, а то скажут, что я подсказываю той стороне, какие еще нужно меры предпринять.
Ограничение в 30 дней для кредитов и облигаций — это, безусловно, мало. Эти 30 дней сохраняются скорее для того, чтобы банки могли проводить некоторые операции, связанные с торговлей, например, финансировать торговые операции, но опять же далеко не все. Идея санкций заключается в том, чтобы лишить государственные банки именно фондирования за рубежом. Поскольку у этих банков есть уже привлеченные средства, и их уже не рефинансировать, то база фондирования ограничена только внутренним рынком.
„
«Если Россия считает, что она права, нужно наоборот проводить политику открытых дверей»
”
Можно и дальше продолжить ограничивать финансовый сектор, хотя возможности уже достаточно сильно исчерпаны. На сегодняшний день негосударственные финансовые институты тоже ничего не могут позаимствовать на западных рынках. Не потому что санкции, просто инвесторы и кредиторы говорят: «Мы все понимаем, но сейчас такое время, и мы не хотим ничего делать».
В дальнейшем можно только ограничивать текущие финансовые операции, а не инвестиционные. Однако это уже совсем жесткая мера, это сильно усложнит торговлю, которая опять же нужна и самому Европейскому Союзу. Следовательно, по финансовому сектору дальше движения не будет, а вот по части ограничений, связанных с прямыми инвестициями, финансовыми инвестициями, возможности для ужесточения санкций еще есть.
Все, что может предложить Москва в ответ, нанесет ущерб самой России. В такой ситуации, тем более, если Россия считает, что она права в этом политическом споре, нужно наоборот проводить политику открытых дверей. Нужно сказать, что «наши партнеры на Западе ведут себя неадекватно, но мы понимаем, что мы правы, поэтому мы никого не ограничиваем, приходите и инвестируйте в Россию».