В конце 2013 года лидер «Исламского государства» (ИГ) Абу Бакр аль-Багдади, поняв, что многие сунниты в Ираке недовольны шиитской властью в Багдаде и готовы восстать, двинул туда свои отряды. Мосул был взят почти без боя, в руки исламистов попало современное вооружение с захваченных баз правительственных войск. После чего ИГ были объявлены следующие цели — Багдад, Кербела и Наджаф.
Битва за дамбу
Это была серьезная пропагандистская ошибка. Кербела и Наджаф — шиитские святыни, больше почитаются только Мекка и Медина — святыни всего мусульманского мира. В Кербеле похоронен мученик Хусейн, сын пророка Али и внук пророка Мохаммеда. А в Наджафе похоронен сам пророк Али (зять и двоюродный брат пророка Мохаммеда, которого шииты почитают практически наравне с Мохаммедом. — The New Times).
Поняв, что им угрожает враг, который сметет с лица земли святые гробницы Али и Хусейна, шиитское сообщество сплотилось. По призыву духовного вождя великого аятоллы Али ас-Систани шииты, живущие в основном на юге Ирака, стали массово переезжать на север, чтобы защитить свои святыни и столицу Багдад.
Впрочем, отряды ИГ все равно не смогли бы взять столицу: половина шестимиллионного населения Багдада — шииты. Застряв на багдадском направлении, аль-Багдади повернул свои войска в сторону иракского Курдистана. Разгадка маневра проста: в иракском Курдистане шестые по величине в мире нефтезапасы. Если под контроль ИГ перейдет еще и нефть Курдистана, вопрос о снабжении армии аль-Багдади отпадает на многие годы вперед.
Оснащенное устаревшим вооружением, курдское ополчение «пешмерга» («идущие на смерть» — с курдского) под натиском сил ИГ вынуждено было отступить, под контролем ИГ оказалась стратегически важная дамба на Евфрате близ Мосула. Захват этого объекта исламистами ставил под угрозу безопасность всей страны: в случае подрыва дамбы половина Ирака ушла бы под воду. В ситуацию срочно вмешались американские ВВС: по позициям ИГ был нанесен ряд мощных ударов с воздуха, позволив курдским отрядам оттеснить исламистов от дамбы.
«Большой халифат»
Что дальше? Даже если ИГ не сможет захватить Курдистан, аль-Багдади наверняка обратит взор на Иорданию, Саудовскую Аравию и Йемен. В Иордании давно назревает недовольство плачевным экономическим положением, страну наводнили беженцы из Сирии и других стран. Аль-Багдади сможет со своими отрядами пройти через Иорданию, принять поддержку союзных ему исламистских группировок, действующих на Синайском полуострове, и попытаться ослабить правительство в Каире. Дальше — наверняка будет объявлена война против «сионистов». А это уже совсем другой по масштабу поворот событий. Поход на Иерусалим привлечет сотни тысяч воинственно настроенных мусульман по всему миру.
Но и это — не все. Осама бен Ладен не случайно говорил о «ближних» и «дальних» врагах ислама. Задачей ИГ на годы вперед будет создание «Большого халифата», то есть становление в основных исламских государствах (Пакистан, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Ирак, Египет) «правильной» мусульманской власти, а также уничтожение Израиля. Конечно, о едином государстве тут говорить не приходится. Ведь между Пакистаном и остальными территориями находится шиитский Иран, злейший враг. С большой долей вероятности начнется война между двумя фундаментализмами, в ходе которой аль-Багдади призовет на помощь единоверцев в Центральной Азии. Он наверняка оживит идею «Ферганского халифата» (с входящими в его состав Узбекистаном, Туркменистаном и сопредельными территориями) как части «Большого халифата». Даже сама идея такого образования мгновенно дестабилизирует ситуацию в регионе.
Далее претензии «Большого халифата», скорее всего, распространятся на Казахстан, а за ним и на российские территории — Татарстан, Башкирию, Кавказ.
С одной стороны, такой прогноз может показаться излишне пессимистичным. С другой, мы уже сегодня видим: сотни тысяч людей готовы убивать и умирать за идею халифата.
На фоне украинского кризиса, резко ухудшившейся ситуации в Европе, события в мусульманском мире отошли на второй план. Между тем, именно на Востоке находится самый опасный для христианской цивилизации враг. Абу Бакр аль-Багдади и его халифат — это глобальная проблема.
В 2001 году, после терактов 11 сентября, президенты США и России провозгласили совместную борьбу с терроризмом. Сейчас на дворе совсем другое время. Партнерские отношения между нашими странами сошли на нет. В России поднялась новая волна антиамериканизма. США и Европа больше заняты внутренними неурядицами. Всем этим не преминут воспользоваться исламисты. Впрочем, будущее время здесь.похоже, уже выглядит неуместным.