Джеймс Фоули: журналист на войне. Алеппо, Сирия, 2012 г. /фото: АР
Прощай, Джим… Человек в черном, который, как уже установлено, приехал убивать в иракскую пустыню с Британских островов и в шутку называл себя «битлом», на глазах у всего мира, как курице, отрезал тебе голову. Перед смертью тебя одели в оранжевую тунику — в какие одеты узники Гуантанамо, и заставили произнести эти слова: «Я призываю своих друзей, семью и любимых восстать против моих реальных убийц, правительства США. Все то, что случится со мной, — результат их самовлюбленных и преступных действий. Мое послание родителям: сохраните достоинство и не принимайте никакие компенсации за мою смерть от тех людей, которые забили последний гвоздь в мой гроб, начав недавно военную кампанию в Ираке».
«Президент Обама, это обращение к тебе», — дополнил человек в черном перед тем, как убить тебя, Джим, в отместку за американские бомбардировки.
Но первыми, кто услышал и по-настоящему понял твои прощальные слова, были журналисты-фрилансеры со всего мира, члены особого братства, которое путешествует по «горячим точкам», не страхуя свои жизни, без возмещения убытков.
„
Исламисты просили за Фоули выкуп в $100 млн, но США, как обычно, отказались
”
День смерти Джима — это день, когда изменилась история; это 11 сентября всех фрилансеров мира. Каждый из нас запомнит, где он был 19 августа 2014.
Джеймс Фоули был одним из нас, фрилансеров. А все фрилансеры порой мимолетно встречаются между войнами, чтобы обменяться парой слов. Так и мы с Джимом пересеклись на пару часов в Триполи в 2011-м. Джиму тогда было 40, и он уже успел побывать в 44-дневном ливийском плену.
В 2012-м Джим пропал в Сирии, чтобы стать пленником исламистов. Его, как и других американских заложников, долго искали американские спецслужбы, но так и не смогли найти. Искали и в деревушках на севере Сирии, и в пригородах сирийского города Ракка, где базируется «ИГ», и к югу от иракского Мосула, захваченного группировкой. В начале лета неподалеку от сирийско-иракской границы остановился конвой с 30 спецназовцами, завязалась перестрелка с боевиками, но заложников в предполагаемом месте не оказалось. Скорее всего, исламисты были кем-то предупреждены.
У нас с Джимом было много общих друзей и знакомых. Глупый, бессмысленный жест — но увидев, как тебя убивают, мы тут же стали созваниваться друг с другом. Наши глаза были полны слез и ненависти. По ТВ мы узнали, что «ИГ» попросила за тебя выкуп в $100 млн, но американское правительство, как обычно, отказалось от сделки, блюдя принцип: с террористами переговоров не вести. Европейцы, возможно, поступили бы иначе. Минувшей весной Франции и Испании удалось вызволить своих заложников. Недавно газета New York Times провела расследование, в ходе которого выяснилось: западные правительства, в основном европейские, за последние 6 лет перевели исламистским группировкам $165 млн, из них одно только правительство Франции — более $58 млн.
Через минуту Фоули будет казнен. Видеозапись, сделанная боевиками «ИГ» предположительно 18 августа /youtube.com
Группировка «Исламское Государство» (ранее называлась ИГИЛ — «Исламское Государство Ирака и Леванта»), на арабском DASH, взяла под свой контроль треть территории Сирии и Ирака. 400 тыс. иракских христиан стали беженцами. Исламисты из «ИГ» врываются в города на пикапах с черными флагами и с криком: «Обращайтесь в нашу веру или мы вам перережeм глотки». В горах Синджар на севере Ирака от голода и жажды погибли тысячи иракских христиан, пытавшихся найти здесь прибежище, после того, как исламистский черный флаг был водружен в местах их компактного проживания — на Ниневийской равнине; 300 женщин из общины курдов-езидов, уже 4 тыс. лет практикующих зороастризм, уже преследовавшихся турками и Саддамом Хуссейном, обращены главарями «ИГ» в сексуальных рабынь, как это делают с женщинами в Нигерии боевики из группировки «Боко Харам».
Монстры из «ИГ» насилуют «во имя Аллаха». «Дьявол хорошо знает, как цитировать Бога», говорил Шекспир. Многие рекруты вообще идут в «ИГ» потому что никогда не видели женщину без паранджы, а тут — пожалуйста, «бери любую женщину и делай с ней все, что захочешь», как признался недавно один молодчик из «ИГ» в телеинтервью.
Пополнение прибывает в «ИГ» из Египта, Туниса, Сирии, но палач Джима имел лондонский акцент. Англия и Франция уже давно считаются кузницами европейского ислама. Некоторые источники, такие, как CNN, говорят и о 800 боевиках «ИГ» с российскими паспортами.
За время войны в Сирии погибли 69 журналистов и волонтеров. В Ираке — 165. Сейчас, по данным комитета по защите журналистов, «ИГ» держит в заложниках 20 журналистов и фотографов. Боевики «ИГ» уже предупредили: если Америка не прекратит бомбардировок их позиций в Ираке, следующим после Джеймса Фоули будет Джоэль Сотлофф из журнала Time, тоже заложник.
Но президент Обама уже заявил: Америка не остановится.
Надо срочно что-то делать. Только — что?