#Город

#Только на сайте

Повторное «взятие «Жан-Жака»

2014.08.24 |

Кирилл Михайлов

По распоряжению городских властей в центре Москвы демонтированы фасады популярных кафе «Жан-Жак», «Джон Донн» и «Дети райка». В социальных сетях новости об этом ненадолго потеснили самые горячие темы: войну на Украине и санкции. Как из городской истории получилась политическая — разбирался The New Times

08_01.jpg
Вход в кафе «Жан-Жак» после демонтажа фасада. 21 августа 2014 г. /фото: Игорь Курушин

Обоснование демонтажа у городских властей наготове: фасады, как сказано в предписании Объединения административно-технических инспекций Москвы (ОАТИ), не соответствуют архитектурно-художественной концепции внешнего облика улиц города. А концепция эта была разработана Москомархитектурой совместно со Студией Артемия Лебедева и принята еще прошлой зимой.

«Получилась анекдотическая история — Тёма Лебедев снес фасад у Мити Борисова», — иронизирует в разговоре с The New Times архитектурный критик Григорий Ревзин. — Конечно, Тёме Лебедеву такое и присниться не могло».
08_03_jan-jak.com.jpg
Дорого и неприятно

Претензии к внешнему виду «Жан-Жака», рассказал журналу ресторатор и совладелец «Жан-Жака» и «Джона Донна» Дмитрий Борисов, у города появились «через две минуты после открытия в 2004 году, но до сих пор удавалось находить общий язык». Но сейчас предписание ОАТИ было недвусмыленным: устраните нарушения сами в указанный срок, или это сделает наш подрядчик за ваш счет.

Сумму, потраченную на демонтаж фасада, Борисов назвать отказался, ссылаясь на коммерческую тайну: «Мы сделали это сами, это было дорого и неприятно… Но вот и соседний Сбербанк тоже меняет вывеску».

Не скрывает своего раздражения решением чиновников и совладелец кафе «Дети райка» Варвара Турова: «Мне трудно даже попытаться перечислить, какое количество согласований нам пришлось пройти, чтобы построить этот фасад». По ее словам, в Москве, в отличие от Петербурга, очень много разных правил и предписаний, которые зачастую противоречат друг другу. Вплоть до того, что у цвета фасада должен быть свой колористический паспорт, но «никто не знает, что делать, если этот цвет меняется во время дождя». Выходит, согласовывали, обзаводились нужными «паспортами» — и в одночасье оказалось, что все зря.

Пока что в кафе «Дети райка» разобрали лишь верхнюю часть фасада, расписанного художниками Петром Пастернаком и Марией Волохонской, и Турова надеется, что хотя бы остальное удастся спасти. А по словам другого совладельца «Детей райка» Алексея Паперного, уже начаты переговоры с городом, и скорее всего, фасад будет частично сохранен. Вот только потраченные на демонтаж деньги никто не компенсирует.
08_02.jpg
От фасада кафе «Дети райка» осталась только часть. 21 августа 2014 г.

Все как один

Сейчас рестораторы задаются вопросом: зачем вообще в таком большом городе всех механически подгонять под один стандарт? Вот что на это The New Times ответил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «У нас есть формат согласования любой вывески, это делает внутренняя комиссия, она состоит из вполне вменяемых людей, это я вам гарантирую. Поэтому, если бы эти коллеги обратились и сказали, что у нас, мол, есть вывеска с хорошим дизайном, пусть и не соответствующая дизайн-коду — мы такие вещи пропускаем… Хотя и не все, конечно».

Архитектор Евгений Асс, в свою очередь, считает, что единая архитектурно-художественная концепция Москве необходима, потому что сейчас в городе часто можно увидеть «просто дикие вещи». «Студия Артемия Лебедева подготовила хорошую концепцию с образцами лучших решений из ведущих городов развитых стран, — пояснил Асс в разговоре с The New Times, — только вот реализация концепции получалась «как всегда».

08_04_detirayka_ru.jpg08_05.jpg

При чем здесь политика

В социальных сетях большинство комментариев к истории с демонтажом фасадов популярных у среднего класса кафе сводились к простой мысли: «Власть опять нас зажимает».

*Мэр Москвы Сергей Собянин дал первое предвыборное интервью газете «Московские новости» в кафе «Жан-Жак» в Столешниковом переулке. Интервью было опубликовано 30 мая 2013 года.
«Вообще это какая-то шизофрения, — размышляет в беседе с The New Times Григорий Ревзин. — Собянин давал интервью в «Жан-Жаке»*, а теперь кафе лишают фасада. Ну, это все равно, как если бы сейчас на фоне проверок Роспотребнадзора Путин пошел бы в «Макдональдс».

Ревзин не сомневается: «Политика в истории с фасадами не нужна ни Москве, ни рестораторам. Но у власти нет обратной связи с обществом». Возможно, такие топорные действия, продолжает Ревзин, и не страшны в условиях «стабильного политического сна». Но в Москве-то сейчас на носу выборы в Мосгордуму. «Вот представьте себе асфальтоукладчик, который появляется на гонках Формулы-1, или слона в горящей посудной лавке», — иллюстрирует свою мысль собеседник журнала.

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов тоже отвергает наличие политического подтекста в сносе фасадов на Никитском бульваре. Реакция соцсетей ему, впрочем, тоже вполне понятна. «Любое внедрение новых правил всегда будет вызывать недовольство, и эту реакцию я ожидал и считаю приемлемой», — заметил Кузнецов в разговоре с журналом.

Но все-таки — почему наведением порядка городские власти занялись за месяц до выборов в Мосгордуму? Сергей Кузнецов утверждает, что эти события никак не связаны друг с другом: «Я уверен, что популярность Сергея Семеновича (Собянина) вырастет, когда люди увидят, как хорошо становится. Да она и сейчас уже растет, и все это видят». Что касается социальных сетей, то, по мнению главного архитектора столицы, они не отражают мнения большинства.

Впрочем, тот же «Жан-Жак» прославился на всю страну не благодаря телевидению и показанному по нему интервью Собянина, а благодаря именно интернету. Шутка про медаль «За взятие «Жан-Жака» пошла гулять по социальным сетям после того, как 7 мая 2012 года, в день инаугурации Владимира Путина, в кафе на Никитском бульваре вломился ОМОН, и под крики публики и вспышки фотокамер, роняя столики и стулья, задержал несколько человек, которые присели передохнуть во время несанкционированной акции протеста в виде коллективной прогулки по центру города.

На этот раз кафе лишилось целого фасада. Правда, без участия ОМОНа.


фото: Игорь Курушин

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share