Знакомясь с книгами по этологии и эволюции человека, присланными в фонд «Династия» на премию «Просветитель», я увидел, что в причинах драк детей в песочнице и в причинах войн есть нечто общее. Это общее — заложенное в генах инстинктивное стремление (главным образом — мужских особей) к агрессии в целях лидерства и доминирования. Стать вождем, доминантом. Для некоторых — любой ценой; для них этот инстинкт по своей мощи конкурирует с половым. Между прочим, альтруизм (мать жертвует жизнью ради ребенка), парахиальный альтруизм (патриотизм шахида-смертника) может быть сильнее полового инстинкта и инстинкта самосохранения, которые относят к самым мощным инстинктам человека.
В своих эгоистических интересах доминант поощряет воинствующий патриотизм и ксенофобию, что, впрочем, особых усилий не требует: ксенофобия сама по себе четко проявляется уже на уровне микробов.
Власть доминанта и сплочение подданных вокруг него усиливаются, когда появляется или выдумывается враг. Доминант, вожак стаи, бессменный президент для сохранения своей власти инстинктивно заинтересован во врагах, внешних и внутренних, и поэтому он — зачинщик войн и террора, для оправдания которых выдумывает классовых или расовых врагов, священное право на чужие земли, необходимость защиты братьев по крови или вере и т.п.
Общество с обожаемым и бессменным вождем во главе представляет угрозу и себе, и окружающим. Такое общество почти неизбежно агрессивно.
„
Общество с обожаемым и бессменным вождем во главе представляет угрозу и себе, и окружающим
”
Жажда доминирования является одним из факторов великих свершений и великих бед. Способы борьбы с отрицательными последствиями инстинкта агрессии и стремления к доминированию — разделение властей, ограничение сроков пребывания во власти, воспитание, культура.
Часть человечества, ушедшая в своей культуре дальше от первобытной культуры стада с вожаком, сумело создать общества, в которых первобытные животные инстинкты подавляются воспитанием и законом, а бессменный вождь невозможен или маловероятен в силу, в частности, четкого разделения властей. Решительный шаг в этом направлении был сделан за последние 100 лет на обобщенном Западе. Во многом благодаря США между западными странами войны стали маловероятными. Одновременно объявились страны, демонстрирующие регресс в своем общественном устройстве, усиливающие его единоличный, диктаторский характер. Ничего хорошего такие страны не несут ни себе, ни миру.