7 августа Аргентина подала иск в Международный суд ООН, обвинив США в нарушении ее суверенитета и иммунитета. В чем тут дело?
Мужчина, сидящий в мусорном контейнере в самом центре города, своеобразное напоминание о дефолте. Буэнос-Айрес, 31 июля 2014 г. /фото: Rodrigo Abd/AP
В конце июля международные рейтинговые агентства объявили о дефолте Аргентины по части долговых обязательств. Все сразу вспомнили аргентинский дефолт 2001 года. Но ситуация сейчас иная.
В 2005 году Буэнос-Айрес договорился о реструктуризации своего долга с 93 % кредиторов, однако владельцы оставшихся 7% долговых обязательств, среди которых — крупные американские хедж-фонды, договариваться отказались.
В июне 2014-го Аргентина перевела в американские отделения своих банков $590 млн для выплат по долговым обязательствам, но они были заблокированы американским судом: тот решил, что в начале Буэнос-Айрес должен выплатить $1,5 млрд тем 7 % не согласившимся на реструктуризацию кредиторам, а с остальными договариваться о переносе платежей. Между тем, в случае с Аргентиной не была применена так называемая поправка о коллективном принятии решений. Согласно поправке, если большинство заемщиков (обычно 70 %) согласны на определенную реструктуризацию долга, остальные обязаны играть по тем же правилам.
Конечно, было бы ошибкой смотреть на проблемы Аргентины как на локальный дефолт далекой страны. На самом деле, это очередной прецедент, который напоминает нам: весь мир стоит перед проблемой реструктуризации госдолга, который, по разным оценкам, достиг в 2014 году $54 трлн. Этот долг растет с каждой минутой, потому что государства умеют брать кредиты, но никто не знает, как их отдавать.
США уже многие десятилетия говорят о том, что нужно ограничить займы, но их внешний долг продолжает расти. ЕС пытается внедрить неработающие механизмы возврата кредитов: если даже забыть о незначительных, с экономической точки зрения, странах вроде Греции или Португалии и посмотреть на Италию, третью экономику еврозоны, станет очевидно, что страна находится в стагнации, а ее долг растет!
Проблема в том, что сегодняшняя капиталистическая модель исчерпала себя, мир рано или поздно столкнется с необходимостью реструктурировать мировые финансовые обязательства. Перед нами стоят два вопроса: как поступить с доставшимися нам по наследству триллионными долгами и как сделать так, чтобы не наращивать их еще больше? Ни на один вопрос ответов пока нет.
Еще в 2003 году американский экономист Энн Осборн Крюгер, на тот момент первый заместитель директора-распорядителя МВФ, подготовила предложения по механизмам реструктуризации мирового долга. Но в Штатах тогда и слышать об этом не хотели — документ убрали в долгий ящик. И вот сегодня мы видим, как манхэттенский судья определяет будущее не только Аргентины, но и всей планеты: ведь если атаковавшие Аргентину фонды победят, это станет прецедентом для подобных же историй в дальнейшем. И вместо того, чтобы реформировать мировую финансовую систему, несговорчивые кредиторы будут подводить к дефолту одну страну за другой.