Иранская газовая платформа в Персидском заливе /фото: Carou Firouz/Reuters
Санкции против Ирана были введены еще в 1979 году, когда США разорвали дипломатические отношения с Тегераном из-за захвата в заложники американских дипломатов. Тогда же в американских банках были заморожены все иранские авауары, американским компаниям было запрещено вести бизнес в Иране, прежде всего, в нефте- и газодобывающей сфере.
С началом ирано-иракской войны 1980–1988 годов санкции были ужесточены. В 1984-м США запретили американским компаниям любые страховые и кредитные сделки в Иране. В 1996 году американский Конгресс принял «Закон о санкциях против Ирана и Ливии», по которому любое государство, сотрудничающее с Ираном в области энергетики, нефтяной и газовой промышленности, само могло стать объектом санкций Вашингтона.
Ужесточение санкций произошло в 2006 году, когда была принята резолюция Совета Безопасности ООН 1737, разработанная в ответ на отказ Ирана приостановить обогащение урана и запрещающая поставку ядерных технологий и материалов. Также резолюцией СБ ООН замораживались счета компаний и физических лиц, связанных с иранской ядерной программой.
За 35 лет санкций страна перенесла акценты с внешних потребительских рынков на внутренние ресурсы. Большинство западных компаний, сотрудничавших с Ираном, создали дочерние предприятия внутри страны, удовлетворяющие спрос на сырье и обходящие запреты и санкции. Иран стал интенсивней торговать со странами Азии, в частности, с Китаем.
Большую роль сыграли также «Черные рыцари» (или «Рука Аллаха») – так называют в Иране сотни коммерческих организаций, снабжающих страну запрещенными товарами в обход санкций. Сеть таких компаний формировалась с 1979 года и функционирует до сих пор. При этом большая часть импортируемых товаров проходит через структуры, близкие к Корпусу стражей исламской революции, превратившиеся из военного крыла режима аятолл в мощную бизнес-корпорацию.
Кроме того, крупные европейские концерны старались не допустить на иранский рынок конкурентов из Азии, прежде всего, Китая. Так, например, в автомобилестроении Иран занимает лидирующие позиции в регионе, однако большинство автомашин, собранных в стране до 2011 года, – лицензированные «Пежо» и «Рено». Чтобы не попасть под санкции, французские компании работали под предлогом «недопущения обветшания техники» (то есть специалисты-французы обеспечивали техническое обслуживание станков). Тот же самый алгоритм применялся и немецкими концернами – в горнодобывающей промышленности.
К концу первой декады «нулевых годов» Ирану, занимающему третье место по запасам нефти и газа в мире, в целом удалось заполнить вакуум, возникший с уходом западных компаний. Так, например, уже в 2010 году сингапурские, китайские, японские фирмы заняли рынок экспорта иранских нефтесодержащих продуктов. Недостаток бензина был восполнен поставками из ОАЭ, Индии, Туркменистана.
В 2010 году Иран начал финансировать развитие частного сектора в банковской сфере. Многие новые банки служили прикрытием попавших под санкции госорганизаций.
Однако новым серьезным препятствием для развития иранской экономики стали мощные секторальные санкции, принятые США и ЕС в 2010–2012 годах, которые ввели эмбарго на иранскую нефть, а также полностью отрезали иранские банки, в том числе ЦБ Ирана, от мировой финансовой системы. В 2012–2013 годах из-за нефтяного эмбарго иранская экономика ежегодно теряла $40 млрд, $100 млрд было заблокировано в международных банках. Иранская валюта – риал – за два года упала на 70 %, общий уровень инфляции составил 44 %, а безработица держалась на уровне 25 %.
Катастрофическое положение иранской экономики, голодные бунты, вспыхивающие с 2010 года в разных регионах страны, заставили Тегеран пойти на уступки мировому сообществу в ядерном досье. В ноябре 2013-го в Женеве Тегеран принял ряд условий международных посредников в лице стран «шестерки», в частности, согласившись на приостановку химической стадии разработки ядерного оружия и перестройку тяжеловодного реактора в Араке в легководный. В ответ режим санкций в отношении Тегерана был приостановлен на полгода. По истечении этого срока переговоры в позитивном ключе были продолжены.
21 июля 2014 года Совета ЕС продлил мораторий на действие санкций в отношении Ирана до 24 ноября, а 2 августа США временно сняли запрет на закупку у Ирана нефтехимической продукции.