The New Times собрал случаи, когда ошибки военных в воздухе стоили жизни обычным пассажирам
Истребители Миг-29 и Су-27/ Фото: REUTERS/Maxim Shemetov
2001 год, Ту-154М (Тель-Авив — Новосибирск)
На высоте 11 тысяч метров над Черным морем потерпел крушение российский авиалайнер. По основной версии самолёт непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух во время проводившихся на Крымском полуострове военных учений. 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Хозяйственный суд Киева отказался признать причастность украинских военных, делая это со ссылкой на экспертное заключение КНИИСЭ (Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз) — установление абсолютно достоверных причин было признано невозможным из-за отсутствия останков самолета и бортовых самописцев.
1988 год, Airbus A300B2-203 (Тегеран — Дубаи)
Правительство США заявило, что самолёт по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Иранское правительство, однако, утверждает, что американский ракетный крейсер Vincennes сознательно атаковал гражданский самолёт. Так или иначе через несколько минут после вылета из Бендер-Аббаса, где авиалайнер совершал промежуточную посадку, самолет был сбит над Персидским заливом. Погибли 290 человек, включая 16 членов экипажа.
1983 год, Boeing 747 (Нью-Йорк — Сеул)
Пассажирский лайнер южнокорейской авиакомпании Korean Airlines нарушил воздушное пространство СССР, пролетев над рядом советских военных объектов, после чего был сбит. Причиной атаки стало то, что экипаж борта не отзывался на позывные, находясь на закрытой территории. При крушении погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
1980 год, McDonnell Douglas DC-9 (Болонья — Палермо)
Самолет был сбит между итальянскими городами Болонья и Палермо. Его маршрут пересекался с маршрутом лайнером, на котором должен был лететь ливийский лидер Муамар Каддафи. Борт Каддафи сопровождался двумя ливийскими МиГ-23. В то же самое время в Тирренском море находились американский авианосец «Саратога» и французский авианосец «Климансо» с острова Корсика, а также готовились к вылету два французских истребителя «Мираж» Навстречу лайнеру Каддафи вылетели еще два ливийских МиГ-23, начался воздушный бой, в результате которого итальянский самолет был поврежден. Он упал недалеко от острова Устика, обломки же ливийского МиГ-23 были обнаружены через две недели в одном из горных районов Италии. После расследования инцидента пришли к выводу, что пассажирский самолет мог быть случайно атакован французскими или итальянскими самолетами, которые атаковали истребители, сопровождавшие борт с Муаммаром Каддафи. Погиб 81 человек.
1973 год, Boeing 727-224 (Триполи — Бенгази — Каир — Александрия - Бахрейн)
Самолет сбился с курса на подлете к Каиру из-за песчаной бури. Незадолго до этого спецслужбы Израиля получили информацию о подготовке теракта с использованием пассажирского лайнера. Когда ливийский лайнер оказался над Суэцким каналом, он был засечен израильскими радарами, и уже через пару минут в воздух были подняты два истребителя F-4E Phantom II. Шторки в пассажирском салоне были закрыты, поэтому людей не было видно, а связь с экипажем по техническим причинам отсутствовала. Тогда истребители покачали крыльями, давая международный знак следовать за ними, один из истребителей даже запустил предупредительную ракету. Поначалу экипаж подчинился, но затем ошибочно решил, что его пытаются не посадить принудительно, а просто направить на верный курс, и повернул в сторону Египта. Это восприняли, как попытку к бегству, истребители открыли огонь. Поврежденный лайнер предпринял попытку экстренной посадки. Приземлившись на холмистую местность, борт получил повреждения, развалился и загорелся. Погибли 108 человек.