Колонна военной техники под российскими флагами направляется к Донецку. Город Торез Донецкой области, 12 июня 2014 г. /кадр из видео с сайта youtube.com
Первая кровь в Донбассе пролилась 13 марта — тогда в результате массовой драки в Донецке между сторонниками и противниками единой Украины погиб один человек. Сегодня число жертв братоубийственной войны на украинском Юго-Востоке оценивается в 300 человек. Сколько еще жертв заберет этот молох?
Бомбардировки Славянска не прекращаются, в городе нет электричества, воды, закрыты магазины, большая часть жителей покинула самые опасные районы, в том числе и пригород — Семёновку, которую, по некоторым данным, украинские силовики в ночь на 12 июня забросали фосфорными бомбами.
Казалось бы, перед общим врагом защитники самопровозглашенной «Донецкой народной республики» (ДНР) должны встать единым фронтом. Но происходит нечто противоположное — среди них все меньше единства.
7 и 12 июня в Донецке совершены покушения на председателя Верховного совета ДНР Дениса Пушилина, унесшие жизни трёх человек.
7 же июня в эфире телеканала Life News министр самообороны ДНР Игорь Стрелков посетовал на нехватку людей и оружия. Стрелков выглядел усталым и расстроенным, говорил, что не ждет ничего хорошего от нового президента Украины Петра Порошенко: тот, мол, не пойдет на мирные переговоры, а обратится за военной помощью к странам НАТО. Впрочем, когда именно было записано интервью со Стрелковым — вопрос: 12 июня источники The New Times сообщили, что тот уже неделю не выходит на связь.
10 июня стало известно об аресте «народного мэра» Славянска Вячеслава Пономарёва. Факт ареста Пономарёва и невозможность связаться со Стрелковым журналу подтвердила и координатор пресс-центра ДНР Клавдия Кульбацкая, тут же оговорившись, что в Славянске проблемы с мобильной связью. Проблемы такие и правда есть, но чтобы первый человек в городе мог остаться без телефона почти на неделю…
10-го же числа в интернете появилась информация о звонке главы МВД Украины Арсена Авакова Пушилину: они якобы договорились о прекращении огня и создании гуманитарного коридора. Такой звонок мог быть вполне в духе обещаний Порошенко найти выход из кризиса. Однако пресс-секретарь Авакова Наталья Стативко в разговоре с The New Times эту информацию опровергла: «В ДНР нет структуры, там не с кем разговаривать, какой смысл звонить Пушилину или кому бы то ни было еще — он ничего не решает».
Наконец, 12 июня новым мэром назначен Владимир Павленко, глава Управления труда и социальной защиты Славянска, тут же заявивший о готовности к переговорам о прекращении огня.
Ситуация вокруг Донбасса выглядит крайне запутанной, если не тупиковой. А главное — нет ясности, какую тактику выбрала Москва. С одной стороны, Владимир Путин после 15-минутной встречи с Петром Порошенко 6 июня в Нормандии приказал ФСБ усилить контроль границы с Украиной, а 12-го числа президенты снова обсудили Донбасс, на этот раз по телефону. С другой, как уверяют источники The New Times в Донбассе, — через участок границы с Ростовской областью РФ, на стыке Донецкой и Луганской областей, по-прежнему идут колонны автомобилей с оружием и людьми, и под контролем повстанцев уже как минимум три КПП — Мариновка, Дьяково и Дмитровка. 12 июня уже после разговора президентов сеть обошло видео танков, следующих в Донецк под российскими флагами. Неясно, впрочем, прибыла ли техника из России или речь идет о танках, отбитых ополченцами у украинских ВС неделей ранее. А по словам заместителя командира батальона «Азов» МВД Украины Ярослава Гончара, в Донецкую область со стороны России уже переброшено до 11,5 тыс. боевиков, причем за последнюю неделю количество прибывающих людей увеличилось вдвое. Среди них, уверяет Гончар, есть и кадровые военные РФ, в том числе женщины. «Понятно, что женщины не поедут воевать, значит, это диверсионные группы какие-то», — предположил военный в разговоре с The New Times.
Тем временем в городе Снежное (Донецкая область), что в 15 километрах от российской границы, ополченцы готовят новый опорный пункт: вокруг города созданы серьезные фортификационные сооружения, а внутри, по словам очевидцев, уже как минимум триста бойцов, среди которых много людей с кавказской внешностью. По данным Ярослава Гончара, гарнизон Снежного прекрасно вооружен: помимо стрелкового оружия в руках у повстанцев ПЗРК, 82-миллиметровые минометы, пулеметы «Утес» и БМП. Вряд ли донецкие ополченцы стали бы так укреплять тыл, если бы собирались бежать в Россию…