12 марта Евросоюз согласовал пакет санкций в отношении российских чиновников, причастных к агрессии против Украины, — дополнительный шанс на продвижение «закона Магнитского»
«Лавров, будь человеком» — написано на плакате. Когда министр иностранных дел РФ Лавров встречался с госсекретарем США Керри по ситуации в Крыму, в Лондоне прошел митинг протеста. 14 марта 2014 г.
Инициативы по введению санкций в отдельных странах ЕС выдвигались еще до украинских событий. Не так давно парламент Латвии провел слушания о возможности принятия «закона Сергея Магнитского», который запретит въезд в Латвию — и соответственно во все шенгенские страны — российским госчиновникам, причастным к раскрытой Магнитским налоговой афере и к последующему преследованию, гибели и посмертному «осуждению» юриста. Кстати, «дело Магнитского» имеет прямое отношение к Латвии: по данным юристов фонда Hermitage Capital, через латвийские банки прошли около $20 млн из $230 млн, украденных чиновниками-аферистами у российских налогоплательщиков.
Один из этих банков (какой именно, до сих пор неизвестно) был даже оштрафован латвийским правительством за участие в отмывании денег.
Впрочем, латвийские парламентарии, как и в Конгрессе США, обсуждают санкции не только против фигурантов конкретного дела, но и против других нарушителей прав человека и коррупционеров из числа российских чиновников. Именно на таком расширительном толковании настаивает российская оппозиция и именно об этом говорил на слушаниях в латвийском Сейме автор этих строк.
„
«Нашисты» реагировали с юмором, но смеялись, пока Эстония не присоединилась к Шенгенской зоне
”
К слову, «балтийский прецедент» в этом отношении уже имеется. Весной 2007 года прокремлевское движение «Наши» организовало травлю эстонского посла в Москве Марины Кальюранд. Дипломата преследовали по пятам, срывали пресс-конференции, забрасывали резиденцию фекалиями. «Нашисты» посчитали это «достойным ответом» на перенос памятника «Бронзовому солдату» из центра Таллина на военное кладбище. Российские власти, обязанные по Венской конвенции защищать аккредитованных в стране дипломатов, повели себя показательно: в том же 2007 году лидер «нашистов» Василий Якеменко был назначен в правительство — руководить Федеральным агентством по делам молодежи.
Эстонских чиновников, впрочем, высокая должность провокатора не смутила — они внесли Якеменко в черный список, запретив ему въезд в страну на десять лет. «Нашисты» реагировали с юмором — мол, невелика угроза — но смеялись ровно до тех пор, пока Эстония не присоединилась к Шенгенской зоне, и визовые санкции против Якеменко не распространились на все входящие в нее страны. С тех самых пор (теперь уже бывший) чиновник пытается вычеркнуть свое имя из списка — привлекалась даже «тяжелая артиллерия» в виде главы МИДа Сергея Лаврова, но безуспешно. Зато и грубых провокаций против иностранных дипломатов в РФ тоже с тех пор не было замечено.
фотография: Lee Thomas/Zuma Press/ИТАР-ТАСС