Плотность пропаганды на федеральных каналах резко возросла. После проигрыша битвы за Майдан начались сражения за Крым
Телеведущий Владимир Соловьев теперь предпочитает «Поединку» жанр моноспектакля. На снимке: творческий вечер В. Соловьева в Санкт-Петербурге
Пропагандистская война на телевидении — в полном разгаре. В авангарде, как всегда, — политические ток-шоу Дмитрия Киселева и Владимира Соловьева. Теперь стало понятно, почему столь безжалостно была проведена операция удушения телеканала «Дождь». Его изгнание с экранов телевизоров оказалось необходимым прологом к полномасштабной пропагандистской войне, которая в подобных случаях всегда предвещает войну уже реальную.
Реальная война, в свою очередь, не может допустить какой-либо иной точки зрения, кроме казенной.
Да, собственно, нам бы можно было и раньше догадаться о перемене декораций на общественно-политической сцене. Мало кто обратил внимание на то, как в конце прошлого года Дмитрий Киселев, новый глава реорганизованного информационного агентства «Россия сегодня», едва заступив на свою должность, четко артикулировал новую задачу российской журналистики: «Мне, кажется, этот период дистиллированной, отстраненной журналистики закончен».
Игры закончились
С началом информационной, бездождевой засухи на телеэкранах заметно изменилось и качество пропагандистского давления на аудиторию. Если до этого на площадки политизированных шоу «Поединок», «Политика», «Воскресный вечер» еще допускались системные «мальчики для битья» типа Гозмана или Митрохина, или сторонники Майдана с Украины — чтобы можно было бы имитировать дискуссионный характер передачи, то после решения Совета Федерации по Украине игры федеральных каналов в объективную журналистику закончились.
Что-то вроде дебатов попытался изобразить Петр Толстой на Первом канале в своем шоу «Политика» 26 февраля, да нарвался на неожиданные для себя возражения со стороны достаточно лояльных риторов — Максима Шевченко и Михаила Веллера. Они дали свои версии происшедшего в Киеве. Возразить им по сути сказанного ничего не смогли — ни сам ведущий, ни его гости. Толстому и телезрителям пришлось выслушать все, что думает Веллер и о воровском режиме Януковича, и о его зеркальном отражении — режиме Путина.
Максиму Шевченко не понравилось другое — то, как неуважительно и оскорбительно ведет себя Россия по отношению к украинскому народу.
С тех пор мы уже не видели и не слышали в эфирах федеральных каналов ни Веллера, ни Шевченко. Говорят, последний был замечен в коридоре одной из радиостанций, где, как предполагалось, он примет участие в дискуссии по Крыму. Но до прямого эфира он так и не был допущен; теперь же Шевченко как эксперт все чаще появляется на «Дожде» и продолжает делиться своим «особым мнением» на радиостанции «Эхо Москвы».
Зато и у Толстого, и у Соловьева, и уж тем более у Мамонтова взамен дуэлей политических оппонентов все больше дуэты и хоровые песнопения сторонников присоединения Крыма, перемежающиеся поношениями в сторону непокоренного Майдана.
„
«Пропаганда будет работать и в обратном направлении: человек из толпы невольно станет видеть в каждом туристе из России захватчика»
”
Ринг и клака — все кипит
Примечательную новацию предпринял Владимир Соловьев. Его «Поединок», который практически никогда не был поединком в прямом смысле слова (эти шоу всегда проходили в формате «двое на одного»), теперь уже и эту условность отбрасывает. На ринге остается один Соловьев, за спиной у него — группа поддержки, состоящая из нанятых за большую плату зрителей (в театральном мире она называется клакой), а перед ним — его единомышленники. В первом ряду — Жириновский, Железняк, Нарочницкая, Шахназаров, Марков… В других выпусках к ним присоединяются Никонов, Калашников. Почти во всех этих шоу участвует без замен украинский политик Олег Царев. И т.д.
Им уже никто не противоречит и не мешает нести любые небылицы про то, что происходит на Украине. Ведущему ничего не остается, как дирижировать маленьким «оркестриком» под управлением Ненависти.
Правда, градус самой ненависти в такого рода коллоквиумах снизился. Даже Жириновский как-то обходится без крика; он только раздает советы Януковичу, крымчанам и жителям юго-восточных регионов Украины. Но содержание пропагандистской кампании все то же: Украина захвачена фашистами-бандеровцами, а русскоязычные ее граждане взывают о помощи к Путину. Тем, кто внутри нашей страны придерживается другой позиции, лепят ярлык — «нанопятая колонна».
Пропаганда работает: в массовом сознании населения РФ уже слиплись два понятия — «украинец» и «бандеровец». И теперь она спешит всеми неправдами вывести на улицы и площади тех, кто до недавнего времени был вне политики. И не только украинских, но и российских городов.
Но! Ведь пропаганда теперь будет работать и в обратном направлении: за границей (причем не только российско-украинской) человек из толпы невольно станет видеть в каждом туристе из России захватчика. Так было после Чехословакии. Они будут говорить «русский» — подразумевать «агрессор». И наоборот. Это и есть самая чувствительная санкция, которую Россия накладывает сама на себя. Она-то будет побольнее всех прочих санкций по всем линиям взаимоотношений страны с внешним миром — дипломатической, финансовой, экономической…
фотография: Максим Змеев/ИТАР-ТАСС