В марте 2013 года The New Times опубликовал материал «Страна заболела манией величия»* – интервью с Дорой Насс, жительницей Берлина, которая видела, как возникала, крепла и была разрушена диктатура Гитлера. Когда Гитлер пришел к власти, Доре Насс (урожденной Петтин) было семь лет. Она с подругами ходила на выступления фюрера, в десять лет вступила в «Союз немецких девушек», организованный национал-социалистами, видела знаменитую Олимпиаду 1936 года, а повзрослев, помогала осваивать оккупированные территории. Потом бежала от советских войск, и видела, как в Берлин входят советские танки. Фрау Насс рассказывала, как в разрушенном Берлине ее и ее семью спас русский солдат Борис Абдулгужин, и как потом в течение нескольких десятилетий она безуспешно разыскивала его, чтобы отблагодарить.
* The New Times
№ 8 от 11 марта 2013 |
Интервью в The New Times прочитала внучка того самого солдата, и написала письмо фрау Насс, на которое вскоре получила ответ. Мы публикуем переписку Гузалии Абдулгужиной и фрау Доры Насс
Фрау Дора Насс в своей берлинской квартире
ПИСЬМО ГУЗАЛИИ
Уважаемая госпожа Дора Насс!
Пишет вам из далекой России, Республики Башкортостан, внучка Бахтияра Абдулгужина, известного вам по имени Борис, Гузалия Абдулгужина. Моего отца зовут Акрам, сын Бахтияра. Мы, наша семья, и родственники благодарим вас за то, что через долгие годы вы вернули нам хорошие вспоминания о нашем дедушке. У нас на родине высоко ценят поступки, отвагу и героизм человека.
К сожалению, мне не суждено было увидеть деда. Его не стало еще 18 марта 1984 года, а я родилась 1989 году. Но мне казалось, что я его знаю в живую. Потому что отец всегда рассказывал нам про него, каким он был, какие награды он имел. Мы воспринимали его как героя. Каждый раз, когда нам задавали в школе написать сочинение на тему «Мой дедушка», мы с большой гордостью писали про него. Дома у нас, как я себя помню, хранятся его вещи (документы, записи, медали и всякое другое), завернутые в белую тряпку. Мы к этому бережно относились и даже боялись трогать, а смотрели только из рук отца. Я думала, это все, что осталось ценное от деда. Но я ошибалась, оказывается, самое ценное – это услышать про него добрые слова. Неважно, сколько лет прошло. Ведь после того как появилась статья «Страна заболела манией величия», наши журналисты вышли на связь с нами. Они написали в газетах про него, сделали радиопередачу, а цель была такой, что какие бы трудные времена ни были, человечность и доброта всегда выше всего. Да, действительно, дед наш был таким справедливым, добрым и человечным. Это для нас гордость и самое ценное.
По рассказам отца, дед рассказывал про вас и показывал вашу фотографию, которая по сей день у нас хранится. И всегда говорил: «Учите немецкий язык». Как нам известно, немецкий народ отличается своей чистоплотностью и европейской культурой. Чего и дед придерживался у себя дома. Умер он, еще не достигши своего 60-летия. Всю свою жизнь он работал бригадиром строительного отряда родной деревни. В послевоенные годы строили дома и поднимали колхоз. Женился, у него семеро детей. К сожалению, бабушки очень рано не стало, еще до смерти деда. Шесть дочерей и один сын, мой папа. Старшая дочь 1948 года, а младшая 1962 года рождения. Все они живут в разных районах нашей республики. Мы живем там же, в родной деревне деда. Вместо его дома построили новый.
К сожалению, он не дожил до этих дней. Он был бы рад. И если раньше было бы столько возможностей, как сейчас (например, интернет), может и встретились бы вы, хотя бы через интернет пообщались. Я думаю, он никогда не забывал про вас, потому что он хранил вашу фотографию, а не то что она просто сохранилась.
От имени своих родителей, от всех детей деда я желаю вам и вашей семье здоровья, счастья и долгих лет жизни. Пусть всегда окружают вас добрые люди! Огромное спасибо!
Абдулгужина Гузалия Акрамовна, Россия, Республика Башкортостан
ПИСЬМО ФРАУ НАСС
Дорогая Гузалия!
Трудно было не заплакать, читая ваше письмо - глубокое и смелое. Я настоятельно приглашаю вас в гости в Берлин – я покажу вам те места, где мы с моими родными прятались от бомбежек и от советских войск. Покажу то место, где мы спаслись благодаря вашему дедушке. Надеюсь, вы не обидитесь, если я предложу оплатить часть расходов по авиабилетам вам и кому-нибудь из ваших родственников, кто, быть может, захочет поехать с вами? Мне так жаль, что я не смогла встретиться с Борисом… Но я надеюсь, что смогу увидеть вас. Это будет очень важная для меня встреча.
Жду вас в Берлине.
Дора Насс