#Только на сайте

Не стало Станислава Стефановича Лесневского

19.01.2014

250px-Stanislav_Lesnevsky.jpg

Евгения Альбац, главный редактор журнала The New Times:

«Не стало Станислава Стефановича Лесневского. Удивительного, странного, страстно влюблённого в русскую литературу человека. Внук политкаторжанина, друга Дзержинского, расстрелянного по сталинскому списку Яна Лесневского, сын сосланного в Казахстан Стефана Лесневского, выпускник филологического факультета МГУ, друг и профессиональный критик всех самых ярких имён советской полуподпольной литературы – Ахмадулина, Окуджава, Евтушенко, Аксенов… Сколько было, почти никого не осталось. И вот ушел он, хранитель их памяти, их взлётов и падений, их успехов и предательств. Каждый год в своем малюсеньком издательстве «Плеяда», расположенном в двух комнатках на Тверском бульваре он издавал феерические книжки, цену которым понимали лишь такие же влюблённые в литературу люди как и он: «Русские символисты», неизданный Саша Черный, Василий Розанов, забытые статьи Александра Блока – Блок был особой любовью Лесневского, в блоковском Шахматова он каждый год устраивал литературные вечера… Эти книги были его, Лесневского, миссией, борьбой за сохранение русской литературы, которая, как считал он, окончательно погибнет в беспамятстве интернета и живущего скороговоркой времени. Он ощущал себя хранителем великого богатства под названием «русская культура», и он был ее хранителем. А теперь ушел – в тот мир и к тем, кто составлял его мир здесь»


Евгений Евтушенко – Станиславу Лесневскому: «Я люблю тебя за тебя самого»

«Дорогой Стасик, выздоравливай, родной. Нас так мало осталось и нам надо подольше жить, потому что мы хранители исторической памяти надежд России и должны в своих ладонях защищать все слабеющее пламя пастернаковской свечи, чтобы кто-то из нового поколения успел перехватить его и спасти, пока оно окончательно не погасло. Спасибо тебе за то,что ты нашел возможность даже из больницы передать мне и Маше привет. Меня это до глубины души тронуло, и на глазах у меня слезы. Нет ли у тебя в больнице мобильного телефона, чтобы я мог тебе позвонить?

Женя и Маша - нежно любящие тебя за тебя Самого»


Я люблю тебя за тебя самого,

уникальный наш Стасик Лесневский.

Как от Блока в тебе слиться все так смогло -

воздух шахматовский, и невский...


Пусть до классиков наших мы недоросли,

мы, как в церкви одной, с ними вместе,

став молитвой живой о спасеньи Руси

ее совести, слова и чести.


30 декабря 2013


Лев Аннинский, литературовед:

«Я начну с одного воспоминания о Лесневском. В 1951 году я поступил в МГУ на филологический факультет. Я с упоением ходил по коридорам и смотрел на эти факультетские стены. Помню, там висели какие-то стенгазеты, этакие боевые листки. И вдруг на одном боевом листке я прочел: «Заявляем о нашем негодовании в связи с поступком студента Станислава Лесневского, который освистал поэта Алексея Суркова». Я подумал: «Ничего себе, ну и факультет». Я не знал подробностей, что там произошло у студента Лесневского с поэтом Алексеем Сурковым, но я решил, что должен запомнить эту фамилию. Прошло какое-то время, я был уже, наверное, на втором курсе, а Станислав Лесневский на третьем или на четвертом и мы познакомились. Первое, что он сделал - он предложил мне потягаться руками - кто сильней. Я подумал: «Да, действительно, этот парень мог освистать и Алексея Суркова за то, что тот что-то не так говорил».

Я постепенно всматривался и убеждался, что Лесневский – абсолютно самостоятельно мыслящая, оригинальная фигура, он прост в общении, он – замечательный филолог, знаток литературы, поэзии. После окончания университета мы много общались.

Станислав Лесневский – крупнейший специалист по русскому стиху и, прежде всего, по творчеству Александра Блоку. Он собрал все материалы по Блоку, которые только можно было собрать. И это было в эпоху, когда Блок, в отличии от Маяковского, не был главным светилом советской поэзии. Кроме того, Лесневский установил ежегодные праздники памяти Блока в его усадьбе в Шахматове. Он сохранил усадьбу и библиотеку. Он дал Дому-музею в Шахматове вторую жизнь.

Я уж не говорю о том, что все, что он писал о Блоке и вообще о поэзии, это были замечательные тексты, которые останутся в истории нашей филологии».


Николай Александров, литературный критик:

«Станислав Лесневский - один из замечательных литературоведов литературы и энтузиастов. Он, конечно, один из тех людей, которых называли таким нынче забытым словом «краевед». Лесневский занимался не только символизмом, его интересовала не столько сама русская литература начала XX-го века, его интересовали памятные места, связанные с тем временем. Станислав Стефанович в первую очередь, наверное, запомнится как человек, который очень много сделал в изучении, постижении, возвращении культуры начала XX века. Сегодня, может быть, это не вполне очевидно, но еще два десятилетия назад приходилось сталкиваться с многочисленными лакунами и запретами. И несмотря на то, что символизм вроде бы был в моде, изучать его было трудно. Источников было мало. И из этого вполне живого интереса к конкретным людям, их судьбам, биографиям, к местам, которые связаны с их жизнью, вполне естественно вытекают издательские проекты Станислава Стефановича. В последние годы он много занимался изданием замечательных книг. Можно сказать, что он - представитель еще того поколения, для которого очень важно было сохранить связь и память о замечательных людях, поэтах и писателях того времени.

Ему очень много удалось сделать...»


Прощание со Станиславом Стефановичем Лесневским состоится во вторник, 21 января, с 10:30 до 12:00 в Центральном доме литераторов (ул. Большая Никитская, 53), отпевание - с 13:00 в Храме сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище (ст. м. Тульская), поминки - в 16:00 в Центральном доме литераторов.


Фотография: Dmitry Rozhkov [CC-BY-SA-3.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0)]


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.