#Культура

#Политика

БомжArt

19.11.2007 | Дусаев Олег | № 41 от 19 ноября 2007 года

Творчество аутсайдеров

БомжArt.
В Музее аутсайдеров открылась выставка картин бездомных людей «Художник без причины»

Искусство аутсайдеров — словосочетание, которое не следует воспринимать буквально. «Аутсайдер-арт» — термин, обозначающий работы непрофессиональных художников, самое главное — не осознающих себя таковыми, движимых исключительно потребностью творить.

В нашей стране аутсайдер-арт совсем непопулярен, на Западе же к нему огромный интерес, не угасающий уже более ста лет. Первым серьезно занялся творчеством маргиналов и обратил на них внимание искусствоведов французский художник Жан Дюбюффе. Ему принадлежит концепция антикультурного искусства, обозначенного им как арт-брют1. Это, по Дюбюффе, «любого рода произведения: рисунки, картины, вышивки, лепные фигуры или скульптуры, несущие спонтанный и в высшей степени изобретательный характер и почти совсем не зависящие от общепринятого искусства или культурных шаблонов».

В Швейцарии, в Лозанне, находится знаменитый музей арт-брют, созданный Жаном Дюбюффе в 40-х годах прошлого века. Здесь хранится самая крупная коллекция произведений, выполненных аутсайдерами. Дюбюффе понимал, что натолкнулся на что-то новое, ведь эти «художники» не занимались отражением реальности. Все произведения аутсайдеров — монологи, обращенные внутрь себя. Минимальный контакт с обществом и культурой — основа творчества аутсайдеров.

Выставка в «Склифе»

В России впервые попытались представить широкой публике творчество аутсайдеров в 1990 году — первую выставку в Музее медицины НИИ им. Склифосовского устроил Владимир Абакумов, бывший книговед, а ныне директор музея творчества аутсайдеров. Выставка имела огромный успех. Через несколько месяцев экспозиция уже была показана в Мюнхене. Так проект «Творчество аутсайдеров» начал жить самостоятельной жизнью. На каждый следующий вернисаж, организованный Абакумовым, приходили врачи, родственники пациентов. В 1990 году в коллекции было 50 работ, сейчас более 4000. Вход в музей (он открылся в 1994 году) бесплатный. Владимир Абакумов говорит: «Нет смысла собирать на это деньги. Мы существуем только на пожертвования».

Бездомная субкультура

Идея вовлечь в творчество людей без определенного места жительства принадлежит активистам известной на весь мир католической организации «Каритас». Представитель «Каритаса» Марина Перминова творит вместе с бездомными людьми в социальной гостинице «Марфино». Для нее очень важно слово «вместе». Перминова рассказывает: «Мы лишь задаем творческое пространство. Все, кто приходит к нам, выносят что-то для себя. Журналисты, социальные работники, люди разных профессий приходят не для того, чтобы возвыситься над этими людьми, а для того, чтобы быть вместе с ними. Достоинство человека — вот самое главное. Это наш принцип».

Творчеством занимаются исключительно аутсайдеры-мужчины. «Женщины быстро гибнут», — объясняет Перминова. Представители сильной половины человечества, не умея справиться с тяжелыми обстоятельствами жизни, зачастую, по выражению социальных работников, «зависают, как компьютер» — и лишь потом стремительно катятся вниз. Для того чтобы помочь бездомным людям, «Каритас» создал «группы поддержки». Сначала там только разговаривали, потом начали рисовать.

Несмотря на то что инициативу проявляют не сами бездомные, конечный «продукт» является результатом их свободного творчества. Здесь свобода воли, выбора, художественного выражения. Интересно и то, что людей рисованию не обучают, им даже не дают кисточек — бездомные рисуют руками.

В нашей стране растет количество бездомных людей, и за десятилетие сформировалась так называемая субкультура бездомного мира. А это значит, что появились альтернативные ориентиры, спонтанное творчество и даже новые эстетические решения. Словом, именно то, что так было важно для художника Дюбюффе, что важно сейчас для Владимира Абакумова, для Марины Перминовой и, самое главное, для аутсайдеров. Не осознавая себя художниками, эти люди находят выход из сложной ситуации, «проговаривая» таким образом свои проблемы, избавляясь от переживаний и в итоге обретая новый смысл жизни

«Каритас» (в переводе с лат. «милосердная любовь») представляет собой союз 162 различных церковных организаций, которые работают в гуманитарной сфере в двухстах странах мира. Организация была основана по распоряжению Папы Пия XII в 1950 году. 
Музей творчества аутсайдеров — это общественная организация, начавшая свою деятельность с открытия выставок живописи и графики душевнобольных художников. Музеем проведено более 30 выставок как в России и городах бывшего СССР (в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Таллине, Риге, Алма-Ате), так и за рубежом (в Мюнхене, Дюссельдорфе, Лиме, Женеве, Сан-Франциско, Никосии, Будапеште, Софии, Люксембурге, Братиславе, Кейптауне). Коллекция творчества аутсайдеров, состоящая более чем из 1000 произведений, собиралась в течение 12 лет. Первоначально ее основу составляли работы душевнобольных художников, а в настоящее время коллекция представлена такими разделами, как искусство аутсайдеров, «Новый вымысел», наивное искусство, психопатологическая экспрессия. В 1995 году на базе коллекции Гуманитарного центра был создан Музей творчества аутсайдеров. Музей создан для того, чтобы физически обозначить в пространстве художественной жизни место, куда могли бы стекаться произведения художников-аутсайдеров, и для систематической работы с собранным материалом. 

____________________________
1 «Аутсайдер- арт» — английский эквивалент французского названия «брют-арт», или «арт-брют».


×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.