#Выборы

От метро до бани

18.08.2013 | Чарочкина Виктория | № 25 (293) от 19 августа 2013 года

На чем кандидаты в мэры строят избирательную кампанию

Алексей Навальный для многих москвичей уже ассоциируется с образом молодого и энергичного борца с воровством и коррупцией в чиновничьей вертикали. На чем строят свою кампанию остальные кандидаты в мэры — выяснял The New Times
13_01.jpg
Сергей Собянин увеличил число обитателей столицы на 400 особей белого амура

Крепкий хозяйственник

Самовыдвиженец Сергей Собянин, по давней традиции всех российских начальников, ведет избирательную кампанию «без отрыва от производства»: в предвыборный отпуск он не ушел и продолжает «временно исполнять обязанности» градоначальника. Именно в этом качестве он посещает строящиеся станции метрополитена, осматривает реконструируемые парки и скверы, общается со строителями на месте новых объектов и открывает все, что еще можно открыть в столице, — от чемпионата мира по легкой атлетике до памятника изобретателю телевидения Зворыкину. А федеральные и столичные телеканалы добросовестно информируют зрителей обо всех этих «некандидатских» свершениях кандидата.

Иногда к созданию светлого образа крепкого хозяйственника подключается «тяжелая артиллерия»: за последний месяц Собянин несколько раз встретился с Владимиром Путиным на различных совещаниях. Кроме того, в поддержку мэра на улицах Москвы ежедневно проводятся агитационные пикеты, а сайт кандидата регулярно напоминает избирателям обо всех значимых изменениях в Москве, коими город обязан нынешнему градоначальнику.

Существуют и две так называемые гражданские инициативы по поддержке Собянина, хотя доподлинно о причастности к их появлению штаба кандидата неизвестно. На ресурсе «Мой друг согласен» избиратели выкладывают фотографии своих домашних животных в повязках или со значками и флажками, на которых написано: «Я за Собянина!» Другой сайт «Добавь Собянина» предлагает жителям сравнить фотографии различных мест столицы в период мэрства Юрия Лужкова и в годы, когда городом управлял уже Сергей Собянин.

Лично встречаться с жителями в качестве кандидата в мэры (то есть в нерабочее время) Собянин начал 14 августа, следуя графику предвыборных встреч, утвержденному Мосгоризбиркомом. Но гарантировать, что на всех таких мероприятиях он будет присутствовать лично, в его штабе пока не берутся.
13_02.jpg
Сергей Митрохин подошел к предвыборной кампании решительно

Идущий с боем

Главная часть предвыборной кампании кандидата от «Яблока» Сергея Митрохина — так называемые инспекции парков, скверов, поселков, а также строящихся или реконструируемых объектов. Какие-то из этих акций проходят мирно: кандидат прогуливается со сторонниками, отпускает критические замечания при виде поломанных сучьев или помоек и фотографируется со всеми обнаруженными недостатками.

Но иногда ситуация накаляется. Так, 6 августа прорываться на место проведения инспекции пришлось с боем: Сергей Митрохин лично перерезал секатором сетку забора, отделяющую «незаконно захваченную» жителями элитного поселка часть парка Долина реки Сходня от его основной территории. Подобным «горячим точкам» в штабе кандидата уделяют особое внимание: Митрохин то останавливает снос продуктового магазина в Алтуфьеве, то выгоняет строителей из сквера в Измайлове, то наклеивает на кадки с растениями на Тверской улице ценники с суммами «откатов». Не забыл лидер «Яблока» заехать и в лагерь незаконных мигрантов в Гольянове, ставший обязательным пунктом программы почти для всех кандидатов в мэры. Правда, здесь у обычно критичного Митрохина особых нареканий не возникло — разве что «тушенки в рисе не очень много».

Никаких специальных «ознакомительных» встреч с избирателями Митрохин не проводит, считая себя достаточно известной персоной в городе — все-таки «10 лет на службе москвичам»: именно так называется отчет о проделанной работе, который кандидат постоянно упоминает на предвыборных дебатах. Впрочем, пока, если верить опросам, эта известность позволяет Митрохину бороться в лучшем случае за третье место.
13_03.jpg
Иван Мельников надеется на поддержку трудовых коллективов (на фото — встреча с работниками фабрики «Большевичка»)

Защитник трудящихся

Кандидат от КПРФ Иван Мельников традиционно опирается на поддержку трудящихся. В ходе кампании он уже встречался с работниками фабрики «Большевичка», с председателями дворовых комитетов, с профсоюзом авиаторов и бортпроводников и Шереметьевским профсоюзом летного состава.

Для общения с простыми москвичами Мельников выделяет каждую субботу, выбирая по два-три адреса в одном из округов столицы. Чаще всего он приходит к избирателям в красной кофте на молнии с эмблемой КПРФ: критикует действующую власть, обещает строить социальное жилье и всячески поддерживать «профильные» для коммунистов категории населения — «обычный труженик, пенсионер, молодой человек, многодетная семья или одинокая мать», как сам он сформулировал на встрече с избирателями в районе Аэропорт. Впрочем, надеется Мельников и на расширение традиционной электоральной базы. 20 июля в его поддержку был организован велопробег, на который молодежь заманивали бесплатными велосипедами (правда, заманить удалось не больше 30 человек). Не забывают в КПРФ и о силе социальных сетей: то опубликуют на сайте партии подборку из двух фотографий под заголовком «Активистка КПРФ Женя Комарова поделилась своими впечатлениями в социальной сети «Инстаграм». Об этом же пишет известный блогер Антон Носсик» (орфография оригинала сохранена. — The New Times), то проиллюстрируют поддержку Мельникова в Twitter шестью комплиментарными записями об участии кандидата в дебатах.

Помимо традиционных палаток с символикой КПРФ и волонтеров, раздающих программу и листовки, за коммуниста агитируют и владельцы московских балконов. Как уверяют на сайте партии, плакаты в поддержку Мельникова самодельные, однако на всех трех фотографиях, якобы присланных сторонниками, выглядят они идентично.
13_04.jpg
Николай Левичев старается чаще попадаться на глаза избирателям — в картонном варианте

Интеллигент с «болгаркой»

Мероприятия, которые посещает кандидат от «Справедливой России» Николай Левичев, как нельзя больше подходят его образу худощавого интеллигента в очках. Он наведывается на археологические раскопки Новодевичьего монастыря; участвует в акции по «спасению книг от забвения», отдавая прочитанные произведения в руки новых хозяев; обещает презентовать книжную серию «Прогулки по Москве».

Участие Левичева в митингах этому образу ничуть не вредит, хотя он протестует и против строительства автодороги через поселение Кокошкино, и против реконструкции Лужников; лозунги за тихого кандидата кричат в основном его соратники по партии, а сам он ограничивается чтением речей, подглядывая в шпаргалку. Отдельных встреч с избирателями по округам Левичев не устраивает, ограничиваясь общением с жителями во время посещения важных объектов вроде стадиона «Красная Пресня» или Медико-санитарной части № 33.

В традиционных элементах предвыборной кампании — агитации посредством газет, плакатов и пикетов — председателю «Справедливой России» все же удалось выделиться, но явно не в лучшую сторону. Объектом многочисленных насмешек в соцсетях стали картонные двойники кандидата, фотографии Левичева, пишущего авторучкой на айпаде, и агитационные газеты со сканвордом, где одним из ответов было слово «жид».

Ну а 13 августа справоросс предстал в новом образе: по обращению его штаба и в его присутствии полицейские вскрыли «болгаркой» квартиру сторонников Алексея Навального, изъяв оттуда незаконную агитпродукцию. Правда, пока неясно, вернется ли после этого Николай Левичев к своей прежней книжно-митинговой стратегии или продолжит карьеру главного разоблачителя грязных предвыборных технологий.
13_05.jpg
Агитмероприятия Михаила Дегтярева (в центре) отличаются близостью к Владимиру Жириновскому

Депутат-новатор

*31 июля на концерте в Одессе басист рок-группы Bloodhound Gang Джаред Хасселхофф засунул себе в штаны флаг России и протащил его между ног.
Самый молодой кандидат, 32-летний выдвиженец ЛДПР Михаил Дегтярев, чтит опыт старших: ни одна его речь не обходится без упоминания Владимира Жириновского, а об ЛДПР Дегтярев говорит не иначе как о «старейшей демократической партии России». В компании с Жириновским проходит и значительная часть агитмероприятий: походы в баню, угощение москвичей медом на ярмарке в Коломенском, поднятие штанги в культурно-спортивном комплексе, ну и, естественно, митинг у посольства США против «чудовищной выходки» американских рокеров*.

Другой «конек» депутата Госдумы Дегтярева — новые законопроекты. В частности, он предложил предоставлять женщинам двухдневный отпуск в «критические дни», взимать повышенные штрафы за нарушение ПДД с владельцев дорогих автомобилей и запретить шуметь в жилых домах в любое время суток, а злостных нарушителей тишины — выселять.

В остальном кандидат следует примеру соперников: регулярно посещает митинги и совершает поездки по столичным районам, демонстрируя близость к народу, — например, в Зеленоград он прибыл на электричке. И конечно, вслед за конкурентами Дегтярев не забыл заехать в лагерь нелегальных мигрантов, которым ранее предложил привезти традиционный для них паек — лапшу быстрого приготовления, хлеб и чай.

Новинкой в предвыборной кампании Дегтярева стало открытие сайта «Команда Москвы»: вместе со своей партией он предлагает пять тысяч будущих вакансий в столице — «от руководителя департамента до сотрудника музея». Михаил Дегтярев вообще очень гордится активностью в интернете и особенно тем, что сам ведет все свои аккаунты в соцсетях. Правда, на его рейтингах в офлайне вся эта онлайн-предприимчивость пока особо не отразилась. 


фотографии: Михаил Сазонов, Артем Геодакян/ИТАР-ТАСС, Евгений Фельдман, Павел Головкин/ИТАР-ТАСС, Евгений Самарин/РИА Новости




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.