#Выборы

#Навальный

Декларация независимости

14.08.2013 | Бешлей Ольга | № 24 (292) от 12 августа 2013 года

179 бизнесменов не побоялись поддержать Алексея Навального
Список предпринимателей, открыто поддержавших кандидата в мэры Москвы от оппозиции Алексея Навального насчитывает 179 фамилий. Бизнесмены пообещали ему финансовую и репутационную поддержку, взамен же ожидают «защиты верховенства закона, поддержки независимых судов, реальной подотчетности чиновников обществу». Кто эти люди и почему они не боятся Кремля — выяснял The New Times

10_01.jpg

«Часто говорят, что бизнесмены вне политики, но мы считаем такую позицию трусостью и лицемерием» — так сказано в тексте первого письма, подписанного 38 бизнесменами и названного ими «социальным контрактом». Подписанты называют себя предпринимателями «экономики знаний». Ежегодные обороты их бизнесов исчисляются десятками миллионов рублей, некоторые, как Boutique.ru Дениса Белова — десятками миллионов долларов, но о финансовых показателях коммерсанты, поддержавшие Навального, предпочитают не говорить. Чьи-то компании на слуху, как HeadHunter Юрия Вировца, о многих широкая публика узнала впервые.

Самому молодому из подписавших контракт, Михаилу Трофимову, придумавшему облачный сервис Ideafx, 23 года. Самому старшему, Антону Арнаутову, гендиректору проекта FutureBanking (новые технологии для банков) — 50. Большинству — за 30, как самому Навальному. У всех прекрасное образование: МГУ, МГИМО, ВШЭ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, магистратуры Гарварда, Стэнфорда и ведущих зарубежных бизнес-школ. Кто-то, как Станислав Сажин, владелец социальной сети для врачей «Доктор на работе», уже давно в протестном движении. Но многие предпочли бы остаться вне политики, если бы не чувство «это невозможно больше терпеть». Большинство из подписантов друг друга знают: друзья, коллеги, партнеры, клиенты. Теперь их объединяет еще одно: они преодолели в себе страх.

Политик поневоле

«Политика мне неинтересна, — говорит венчурный инвестор Сергей Филонов. — Но я вынужденно политизирован. Ты можешь не любить водить, но если твой автобус с пьяным водителем катится в пропасть, приходится что-то предпринять».

10_02.jpg
Сергей Филонов не хотел лезть в политику, но пришлось

Человек он страшно занятой. Корреспонденту The New Times удалось на час перехватить бизнесмена в ресторане «Сады Семирамиды». Филонов — сухощавый, смуглый, в черных волосах пробивается седина. На нем джинсы и голубая футболка, по городу передвигается в очках Google Glass (портативный компьютер в виде очков, слушается голосовых команд. — The New Times), которых еще нет в свободной продаже. На запястье левой руки — браслет FitBit, считающий шаги в течение дня и сожженные калории. Еще у него есть электромобиль Tesla, но Филонов старается больше ходить пешком. О себе говорит просто: «Я москвич, мне 42 года, и последние 10 лет я занимался вертолетным бизнесом».

В бизнесе он на самом деле многим дольше: свою первую фирму основал в 1993 году, сразу после окончания МГТУ им. Баумана, где получил диплом инженера-системотехника.

Его компании продавали радиостанции и пейджеры, создавали корпоративные системы связи и делали разработки в области электроники. В 2003 году Филонов основал вертолетный дилерский центр «Авиамаркет»: аренда и обслуживание вертолетов, уроки вертолетного мастерства. Месяц назад он это предприятие покинул и теперь вкладывается в биотехнологические и IT-проекты, работает в группе, разрабатывающей инновационный диагностический комплекс: «Человек будет носить вот такой электронный браслет, как на моей руке, и эта штука будет его диагностировать и выявлять заболевания на самых ранних стадиях».

Отвечая на вопрос, почему он поддержал Алексея Навального, Филонов сначала обстоятельно рассказывает о своем видении ситуации в стране. Речь у него сухая, в ней то и дело мелькают слова «социум», «система», «конкурентная борьба», «транзакции». Если коротко, то главное для него — возможность эффективно работать, но в России, где «действует система феодальных отношений, когда все определяет только сила и доступ к ресурсам», это почти невозможно. И приводит пример: «Мы для наших исследований не могли привезти мух: из Америки личинки были очень быстро отгружены, но потом два месяца лежали на русской таможне и умерли. Так что те мухи, которых сейчас исследуют наши специалисты, это уже четвертая или пятая посылка. И так во всем — государство не то что не помогает, а мешает работе».

Не нравится ему многое: стареющий президент и его закостеневшая вертикаль власти, плохая система здравоохранения, «православная гомофобия»: «Власть занимается троллингом населения. Когда приезжаешь за границу, теперь приходится оправдываться, что ты русский. А мне за границей хочется говорить по делу, а не про политику». Ругает Филонов и систему образования — своего 18-летнего сына подумывает отправить учиться за рубеж.

«Любые люди, которые могут эффективно противостоять силам зла, оккупировавшим эту территорию, — союзники для коммерсантов. И мы должны их поддерживать»
 

Навальным бизнесмен заинтересовался года два назад и в 2012 году решил предложить финансовую помощь. «Любые люди, которые могут эффективно противостоять силам зла, оккупировавшим эту территорию, — союзники для коммерсантов. И мы должны их поддерживать», — уверен он. Так Филонов оказался в группе из 16 бизнесменов и представителей творческой интеллигенции, которые в мае прошлого года публично заявили о финансовой поддержке Фонда борьбы с коррупцией. «А когда Навального чуть в тюрьму не посадили, он стал в моих глазах человеком, исповедующим самурайский принцип: идешь убивать — будь готов умереть, — признается бизнесмен. — На мэрскую кампанию я перевел миллион рублей, чтобы показать другим: во-первых, не надо бояться, во-вторых, жадничать, потому что ты делаешь это для себя».

В публичной поддержке оппозиционера он ничего страшного не видит. Говорит, что, во-первых, власть до всех добраться не сможет, а во-вторых, он всегда может уехать за границу, потому что его бизнес позволяет работать из любой точки мира — многие исследования для его проектов и так проводятся в сотрудничестве с зарубежными лабораториями. Впрочем, об отъезде он задумывается и без всяких угроз: «Если в ближайший год не наметится какой-то позитивный тренд, не изменится деловой климат — уеду. Потому что, хоть я и обеспечил себя до конца жизни, для меня жизнь — это работа».

Эстетические разногласия

В бизнес-центре Capital Tower на 1-й Брестской улице все строго: охрана, система электронных пропусков, холодные офисные интерьеры. Президент компании ParaClassics Антон Гопка месту соответствует: серый костюм, синяя рубашка, темно-русые волосы аккуратно причесаны. Партнер Гопки и генеральный директор компании — Елена Ихсанова, с которой они вместе поддержали Навального, — красивая светловолосая женщина в элегантном черном платье. Офис компании ParaClassics находится на восьмом этаже, для интервью выбран конференц-зал: комната с белыми стенами и белыми стульями вокруг светлого овального стола. Гопка ставит перед собой планшетный компьютер, заходит на сайт ParaClassics и включает одну из трансляций: сигнал идет на проектор под потолком, который дает изображение на белый экран, занимающий одну из стен зала, — оркестр, крупным планом скрипки, тихо играет музыка.

10_03.jpg
У Антона Гопки к действующей власти много претензий, в том числе эстетического характера

ParaClassics проводит прямые интернет-трансляции концертов классической музыки, опер, балетов из концертных залов и театров Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, а также из залов Европы и США. Москвичу Антону Гопке 31 год, он окончил МГИМО по специальности «международные экономические отношения», потом работал инвестбанкиром, а в 2011 году полностью посвятил себя своему давнему увлечению — классической музыке. «Сам я играть так и не научился, — признается Гопка. — Но придумал проект, который делает культурные события доступными». Его партнер Елена Ихсанова — юрист. О себе много не рассказывает: говорит, что в начале 2000-х у нее был опыт работы юристом на региональных выборах, а затем ушла в бизнес, и до 2011 года была начальником управления сделок слияний и поглощений в АФК «Система».

Сделать из хобби бизнес было непросто: нужны были команда профессиональных режиссеров и операторов с музыкальным образованием и знанием английского языка, оборудование и новейшие технологии. Первая крупная удача компании — трансляция Международного конкурса им. П.И. Чайковского в июне 2011 года, которую делала российско-американская команда. Заказчиком проекта выступило Министерство культуры. С тех пор бизнес пошел в гору. Доходы компания получает от спонсоров, а также от заказов, которые делают концертные залы и фестивали. Все материалы на сайте — абсолютно бесплатные.

В декабре 2011-го ParaClassics снимала митинг на Болотной площади. «Мы понимали, что первая Болотная — историческое событие, — говорит Ихсанова. — Съемку вели с балкона Дома на набережной, трансляция шла на сайтах «Эха Москвы» и партии «Яблоко». Антон пригласил на этот балкон музыкантов из Нового русского квартета, было холодно, они играли в перчатках. Классическая музыка в сочетании со значимым событием дала очень мощный эффект».

10_04.jpg
10 декабря 2011 г., первый митинг на Болотной площади. На балконе Дома на набережной играют музыканты «Нового русского квартета»

В июле этого года ParaClassics организовала еще один «политический» жест — трансляцию выступления пианиста Андрея Гаврилова, посвященного Михаилу Ходорковскому. «Представьте, Восьмая соната Прокофьева, концертный зал на Моховой, Гаврилов играет на замечательном рояле «Фациоли», и все на фоне темнеющего Кремля», — улыбается Гопка. Он говорит, что в политике для него на первом месте — культура и ее развитие. И с властью у него эстетический разрыв: «Путин фактически назвал презервативами многих моих друзей, вышедших на Болотную. И еще эта блатная лексика, вроде «влепить двушечку», из политики давно спустилась в другие сферы. К примеру, директор одного культурного учреждения мне говорит: «Вот только про музыку мне не рассказывайте, я сейчас в баню иду».

«Список Навального»

Ихсанова и Гопка говорят, что для них поворотным моментом было объявление о рокировке тандема Путин—Медведев осенью 2011 года. С тех пор недовольство властью стремительно росло. Навального они называют «компромиссным вариантом»: «Он образованный человек, имеет хороший шанс пройти во власть. При этом у него нет прорывных идей в развитии культуры, образования, здравоохранения, но он может собрать вокруг себя команду профессионалов и заняться гигиеной власти».

Открыто поддержать Навального они решили в связи с делом «Кировлеса», когда, изучив документы, поняли, что так осудить могут любого, кто занимается коммерческой деятельностью. Сколько денег они перевели Навальному — не говорят, но считают, что рисков для бизнеса быть не должно, ведь они поддерживают официально зарегистрированного кандидата. «Но даже если и есть риск, — говорит Ихсанова, — Россия — страна, где любой человек может пострадать от власти, вне зависимости от того, какие у него политические убеждения и есть ли у него бизнес. Никогда не знаешь, чем обернется для тебя даже столкновение с полицией на бытовом уровне. Так что стоять в стороне — тоже не выход».

10_05.jpg
Уже 179 бизнесменов решили для себя, что подписаться в поддержку Навального — это не страшно

The New Times опросил еще нескольких бизнесменов из «списка Навального», задав им вопрос, почему они не испугались открыто поддержать оппозиционера.

23-летний Михаил Трофимов, основатель Ideafx, сказал, что у него стартап и финансовые риски пока небольшие. 28-летний Алексей Ланкин, создатель супермаркета для компаний и офисов WallSTR, говорит, что пусть лучше проблемы возникают от какого-то действия, чем от бездействия, и утверждает, что поддержал бы любого политика, который бы выступал за открытую, честную и прозрачную систему ведения бизнеса в России. Станислав Сажин, 29-летний гендиректор социальной сети для врачей «Доктор на работе», рассказал, что с тех пор, как подписал манифест, многие его знакомые — и бизнесмены, и даже чиновники — сообщили ему, что он герой. А он с 2007 года ходит на «марши несогласных», подпись считает мелочью и боится не внезапных налоговых проверок, а того, что его бизнес кому-нибудь приглянется и никакой суд не защитит. 36-летний Роман Корнеев, главный редактор интернет-журнала Kinokadr.ru, сказал, что о рисках подумает, когда гром грянет.

А 50-летний Антон Арнаутов, гендиректор проекта FutureBanking, говорит, что поддержал манифест, потому что это единственный способ поддержать саму идею выборов — других альтернативных кандидатов ведь нет: «И знаете, у меня просто нет чувства страха. Хотя, может, я слишком оптимистично настроен». 


В подготовке материала принимала участие Виктория Чарочкина


фотографии: Ведомости, скриншот ParaClassics, Александра Астахова, Елена Пальм/ИТАР-ТАСС, личный архив




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.