Год назад Эквадор согласился приютить на территории своего посольства в Великобритании основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. А сегодня эта же страна оказалась в эпицентре скандала вокруг Эдварда Сноудена — как одно из вероятных его пристанищ
Президент Эквадора Рафаэль Корреа, выпускник Университета штата Иллинойс (США) с дипломом доктора экономики, относит себя, как и покойный венесуэльский лидер Уго Чавес и президент Боливии Эво Моралес, к «социалистам XXI века». Практически сразу же после победы на выборах в ноябре 2006-го он пошел на обострение отношений с США: одним из первых шагов Корреа стал разрыв контракта на добычу углеводородов в Эквадоре с американским нефтяным гигантом — Occidental Petroleum. Ее активы президентским указом передали эквадорской государственной нефтяной компании Petroecuador.
Но настоящая буря грянула в начале 2011-го, после того как сайт WikiLeaks опубликовал секретную переписку американских дипломатов. В одной из телеграмм тогдашний посол США в Кито Хизер Ходжес подвергла резкой критике Корреа за назначение шефом полиции генерала Хайме Уртадо Вака, «коррупционера и взяточника, замешанного в торговле людьми». Ходжес утверждала, что Корреа был полностью в курсе афер с участием своего шефа полиции. В апреле 2011-го Эквадор объявил Ходжес персоной нон грата и выдворил из страны. «Госпожа посол не смогла доказать своих обвинений в адрес нашего президента», — заявил тогда глава МИД Эквадора Рикардо Патиньо, имея в виду рассекреченные сайтом WikiLeaks дипломатические депеши.
Очередной приступ ярости с Корреа случился после того, как ему на стол положили рассекреченные тем же WikiLeaks служебные записи бывшего помощника госсекретаря США по Западному полушарию Томаса Шеннона — в одной из них тот рассказывал о беседе с главой МИД Испании (в 2010–2011 годах) Тринидад Хименес и замом премьер-министра Бернардино Леоном. Тройка обсуждала возможность посреднических усилий Мадрида в налаживании отношений между США и левыми популистскими режимами Латинской Америки. Леон отдельно высказался по Эквадору, назвав Корреа «сугубо отрицательным персонажем», которому нужен «хороший наставник» в регионе. Шеннон согласился с собеседником и жестко добавил: Корреа — неуправляемый «зверь», человек, «склонный к варварству», с которым практически ни о чем нельзя договориться. Дипломат при этом имел в виду не только своенравность эквадорского лидера, но и репрессии в отношении активистов оппозиции и независимых журналистов.
С тех пор Корреа «затаил серьезную обиду (на США) и искал повода отомстить», замечает британское издание The Week. Первым шагом был отказ от продления договора с Пентагоном на аренду военной базы в городе Манта. Другой удобный случай представился на пике судебного преследования Ассанжа: вечером 18 июня 2012 года Корреа лично позвонил эквадорскому послу в Лондоне и дал ему указание «приютить» основателя WikiLeaks, которому угрожала экстрадиция в Швецию.
Сидя в посольстве Эквадора, благодарный Джулиан Ассанж взял по Skype интервью у президента Эквадора для российского телеканала Russia Today. «Знаменитый хакер и президент откровенно любезничали друг с другом: то, что они друг другу симпатизируют, было для многих очевидно», — замечает эксперт американского National Public Radio (NPR) Филипп Ривз.
Сегодня же Рафаэль Корреа, по мнению газеты Washington Post, «мечтает занять вакантное место главного латиноамериканского борца с США, которое освободилось после смерти Уго Чавеса» — скандал вокруг Сноудена пришелся весьма кстати. Обозреватель Fox News Роджер Норьега считает, что Корреа может дать убежище Сноудену, стремясь улучшить в глазах электората собственный образ одного из главных угнетателей свободы слова в Латинской Америке. Ведь за время своего президентства он ввел в эквадорский уголовный кодекс две новые статьи — за неуважение к государственным органам и оскорбление президента, национализировал 14 СМИ (из них пять телеканалов), не раз называл независимых журналистов «слугами мирового империализма». Законодательные инициативы президента Корреа Ассоциация Inter-American Press Association назвала «самым серьезным в новейшей истории Латинской Америки шагом назад для свободы прессы и мнений».
До сих пор Эквадор, где в качестве национальной валюты ходит американский доллар, пользовался режимом наибольшего благоприятствования в торговле с США, беспошлинно экспортируя на территорию «идейного противника» свои товары. Только за 2011 год, согласно отчету о торговом балансе Эквадора, из более чем $12,5 млрд, заработанных Кито на экспорте, $2,3 млрд пришлись на США. Срок действия торговых преференций истекает в июле. Глава комитета Сената США по международным отношениям Роберт Менендес заявил о намерении добиваться пересмотра договоренностей о льготном доступе товаров из Эквадора на американский рынок, если южноамериканское государство предоставит убежище экс-сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену. Но 27 июня, на пике скандала вокруг Сноудена, Эквадор сам, в одностороннем порядке, отказался от льгот в торговле с США — в знак протеста против «давления со стороны Вашингтона».
В субботу, 29 июня, испаноязычный телеканал Univision опубликовал на своем сайте копию транзитных документов, якобы полученных Сноуденом от посольства Эквадора. Однако Рафаэль Корреа сообщил, что это решение не было согласовано с властями страны, и выдавший документы консул будет наказан.
The New Times подробно написал о новых героях виртуального мира — Эдварде Сноудене, Джулиане Ассанже и Брэдли Мэннинге
Tweet