#Политика

Выборы от противного

12.06.2013 | Бешлей Ольга , Камышев Дмитрий , Чернухина Юлия | № 20 (288) от 10 июня 2013 года

Отставка Собянина и герои предстоящих битв за мэрское кресло

Мэр Москвы будет избран на два года раньше запланированного срока — 8 сентября 2013 года. Как принималось это решение, кому оно выгодно и кто станет главным героем предстоящей избирательной кампании — разбирался The New Times
18_01.jpg
Сергей Собянин решил переизбраться на пост мэра в ускоренном порядке

В здании на улице Академика Королева, 10, идет заседание Совета муниципальных депутатов Останкинского района Москвы. Обсуждают организацию летнего досуга трудных подростков, перераспределение бюджетных средств и мероприятия по благоустройству территории. Последний пункт вызывает самые бурные споры.

— Жители, у которых есть животные, жалуются, что нет специальных урн для собачьих экскрементов. Закон вышел, мы убираем, но некуда выбрасывать. Этот вопрос решается в рамках города или мы можем решить здесь? — интересуется один из присутствующих.

— В пакетик — и в обычную помойку! — решительно возражают коллеги. — На дерьмо у города денег нет!

В дни, когда нет заседаний, здесь очень тихо — жителей на прием приходит мало. «В одну неделю могут трое прийти, во вторую — никого. О том, что у нас есть муниципальные депутаты, знают только 7 % жителей», — жалуется The New Times депутат Никита Янковой.

Однако в ближайшие дни безвестные муниципалы превратятся в едва ли не главных столичных политиков. Ведь именно от их подписей во многом зависит, станут ли досрочные выборы мэра Москвы по-настоящему конкурентными — или пройдут в привычном для России безальтернативном формате.

Концепция изменилась

Решение о проведении в Москве досрочных выборов градоначальника, судя по всему, было принято в Кремле в середине мая. По крайней мере, в двадцатых числах мая о предстоящей избирательной кампании уже знали как минимум два будущих кандидата в мэры: сам Сергей Собянин и лидер партии «Альянс Зеленых — Народная партия» Олег Митволь, которого недоброжелатели называют «кремлевским проектом».

Именно во второй половине мая Собянин предпринял несколько публичных шагов, которые можно считать фактическим началом его предвыборной кампании. Так, 28 мая мэр дал интервью газете «Московские новости»: встреча с журналистами прошла не где-нибудь, а в ресторане «Жан-Жак» в Столешниковом переулке. Сеть этих заведений известна в Москве тем, что там собираются представители креативного класса, а в «Жан-Жаке» на Никитском бульваре в мае 2012 года полиция даже задерживала участников «протестных гуляний». В этом интервью Собянин, говоря о будущих (еще не ставших к тому моменту досрочными) выборах, пообещал не выделять среди потенциального электората целевые группы, а работать со всеми — с рабочими, креативным классом, молодежью, пожилыми людьми.

Ровно по такой схеме мэр затем и действовал. В том же интервью он сделал реверанс националистической аудитории, сказав, что Москва останется российским городом и не должна привечать людей, которые плохо говорят по-русски. (Через два дня полиция и ФМС провели облаву на нелегальных мигрантов, арестовав порядка тысячи человек.) 31 мая на встрече с муниципальными депутатами и москвичами Собянин отметился в «социалке», пообещав в ближайшие годы построить 50 новых поликлиник. А 1 июня градоначальник приехал в парк Горького — популярное место отдыха молодых москвичей — и лично проверил систему велопрокатов европейского образца, которая появилась в городе по его инициативе. Таким образом, всю неделю до заявления о досрочной отставке 4 июня Собянин информационное пространство не покидал и работал на разные социальные группы.

Что же касается Олега Митволя, то он в 20-х числах мая, по его собственному признанию, уже вовсю вел переговоры со столичными муниципальными депутатами, чья поддержка необходима для регистрации на выборах мэра. А 30 мая лидер «зеленых» выступил в Екатеринбурге с заявлением о том, что выборы московского градоначальника, скорее всего, пройдут именно в 2013 году. Стоит напомнить, что во второй половине нулевых годов Митволь работал в исполнительной власти на федеральном и московском уровне: пять лет он трудился на посту заместителя главы Росприроднадзора, а затем еще год — префектом Северного административного округа Москвы (эту должность он потерял сразу после изгнания Юрия Лужкова).

Правда, сам он свой дар предвидения в интервью The New Times объяснил по-другому: «Я математик, мне это понятно просто исходя из логики. Для Собянина в следующем году выборы будут значительно сложнее, чем в этом, а еще через год вообще неизвестно, что будет с политико-экономической ситуацией в городе: будет сложно в плане выполнения бюджетных обязательств перед гражданами, ухудшится ситуация с парковками, с чем угодно».

«Политтехнологи еще в прошлом году, когда обсуждались перспективы региональных выборов, говорили, что Собянину было бы разумно сделать «досрочку», — напоминает политолог Дмитрий Орешкин. Однако 14 февраля 2013 года сам мэр, казалось, поставил в этих разговорах точку. «По тем опросам, которые у нас есть, процентов 70–80 москвичей не хотят никаких досрочных выборов. Я считаю, что определены сроки выборов, можно в эти сроки и избираться», — сказал Собянин в интервью газете «Коммерсант».

«Видимо, за то время, которое прошло с этого интервью, в Кремле поняли, что ситуация ухудшается быстрее, чем они предполагали», — объясняет столь быструю перемену во взглядах мэра Орешкин.

Поддержка снизу

«На 4 июня у нас было запланировано обычное организационное собрание, — рассказывает член Общественной палаты Москвы, председатель Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова. — В три часа, когда началось заседание, появился Сергей Собянин. Мы решили, что он хочет нас коротко поприветствовать, а потом уйдет, как это было на нашем первом заседании 24 апреля. Но он вдруг сказал, что собирается представить нам программу «Москва — город, удобный для жизни». Мы этого не ожидали».

К концу презентации, длившейся сорок минут, члены Общественной палаты уже поняли, что их знакомят с предвыборной программой Собянина. Мэр сказал, что принять программу можно осенью, в сентябре—ноябре, предложил обсудить ее, а также попросил ответить на один вопрос, который ему «последнее время часто задают» — мол, закон о прямых выборах градоначальника, принятый в прошлом году, ставит перед москвичами задачу: либо устраивать досрочные выборы в сентябре, в ближайший единый день голосования, либо ждать, пока истечет срок полномочий мэра в 2015 году.

По словам Головковой, споров не было: «Мы поддержали идею досрочных выборов. В ходе обсуждения приводился, например, такой аргумент: в Московской области будут выборы губернатора, и если губернатор будет избранный, а градоначальник Москвы — назначенный, то это разноуровневая легитимность власти. Москва и область — большой конгломерат с общими проблемами, поэтому будет лучше, если власти будут в одинаковом статусе».

На следующий день после «совета с народом» Сергей Собянин подал Владимиру Путину заявление об отставке, получил благословение на досрочные выборы (согласно действующему законодательству, добровольно ушедший с поста глава региона может баллотироваться на досрочных выборах только с разрешения президента) и был назначен врио мэра на период до сентябрьских выборов.

*Эта структура была создана в соответствии с московским законом, принятым 4 июля 2012 г., формирование первого состава палаты завершилось в марте этого года, первое заседание состоялось в начале апреля.
Почему же для своего заявления Собянин выбрал именно Общественную палату*? 20 из 64 членов ОП были рекомендованы лично мэром Москвы, а остальные представляют общественные организации, плотно сотрудничающие с мэрией. Так что в качестве «советчиков» Собянин выбрал вполне лояльную аудиторию, и к тому же надпартийную, в полном соответствии с новой модой, законодателем которой стал Владимир Путин с его ОНФ.

Совершенно логичной выглядела и появившаяся к концу прошлой недели информация о том, что на выборы кандидат Собянин решил пойти не от родной «Единой России» (он член бюро Высшего совета), а в качестве самовыдвиженца. «Мэр просто выбрал более рациональный вариант, — поясняет глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон. — Чтобы обеспечить возможность опоры на население, разумнее исходить из того, что он «сам по себе». При этом Собянин не теряет поддержки партии, но выступает как общемосковский кандидат».

Кроме того, дистанцирование мэра от «Единой России» легко объяснить низкой популярностью партии власти в столице. На думских выборах в декабре 2011 года, по данным эксит-полла того же ФОМа (позднее удаленным с его сайта), в Москве за партию власти проголосовали лишь 27,5% избирателей (Мосгоризбирком тогда официально насчитал 46,6%). А в феврале 2013-го, опять же по опросу ФОМа, единороссов на гипотетических выборах в Мосгордуму были готовы поддержать 32% горожан, тогда как по России в целом рейтинг партии в последние три месяца колеблется в районе 38–40%. Неслучайно на последние муниципальные выборы в Москве в марте прошлого года все кандидаты-единороссы тоже шли в качестве самовыдвиженцев.

Игра на опережение

Партийно-муниципальный ресурс
ПартияЧисло муниципальных депутатов в Москве
«Единая Россия»  1077
КПРФ   204
«Справедливая Россия»   117
«Яблоко»     48
ЛДПР     35
Независимые     329
Всего  1810
После официального подтверждения информации о досрочной отставке Сергея Собянина главной темой для комментаторов стал вопрос о том, зачем это было нужно. Опрошенные The New Times эксперты выделяют две основные причины, по которым досрочные выборы мэра Москвы в этом году — выгодное для власти мероприятие.

Первое, о чем говорят все без исключения: сейчас обстановка в столице и стране в целом достаточно стабильна, но нет никаких гарантий, что через год-два она не изменится к худшему. «Ситуация сегодня и до сентября для Собянина благоприятная, — говорит глава ФОМа Александр Ослон. — Только 9% москвичей заявляют, что ничего не знают о Собянине и его работе. У мэра в социологическом смысле нет антиэлектората. Судя по высказываниям респондентов, в ближайшее время отношение к нему не ухудшится, а серьезные конкуренты не просматриваются. У Собянина сейчас много шансов победить в первом туре. Странно было бы не воспользоваться этой ситуацией».

Последний опрос ФОМ о московском мэре проводился 26 января — 7 февраля 2013 года. 51% москвичей ответили, что хорошо относятся к нынешнему градоначальнику, 23% — что плохо. 59% респондентов сочли, что для Москвы будет лучше, если Собянин и дальше будет занимать эту должность, 14% ответили, что будет хуже, 27% — затруднились с ответом.

С оценкой ФОМа в целом согласен и Алексей Гражданкин, замдиректора «Левада-Центра», признанного в середине мая «иностранным агентом». Правда, последний опрос о Собянине там делали летом прошлого года, но ситуация, по мнению Гражданкина, не должна была серьезно измениться: «Выбор мэра — это выбор не политический. Людей больше волнует, насколько человек способен решить городские проблемы, и большинство населения Москвы говорит, что положение улучшилось». В июне 2012 года положительное впечатление от деятельности Собянина, по данным «Левада-Центра», сложилось у 27% москвичей, у 46% — среднее, у 17% — плохое и очень плохое. Готовность проголосовать за Собянина, если бы выборы мэра состоялись в ближайшее воскресенье, тогда изъявили 36% респондентов, а 31% пожелал отдать свой голос кандидату от объединенной оппозиции.

Второй выгодный для власти момент — внезапное решение о проведении досрочных выборов фактически отрезает от них серьезных оппонентов. По словам главы Межрегионального объединения избирателей Андрея Бузина, у оппозиционных кандидатов, выстраивавших свои планы из расчета 2015 года, остается очень мало времени, чтобы организовать полноценную избирательную кампанию, и не только в смысле раскрутки, но и чисто технологически. Ведь для регистрации необходимо заручиться поддержкой 110 муниципальных депутатов, представляющих не менее 110 из 146 столичных районов (включая Новую Москву), а на сбор этих подписей выделено всего 30 дней.

Непросто будет оппозиционерам за оставшееся время и мобилизовать своих сторонников, и собрать денежные ресурсы для проведения предвыборной кампании, добавляет глава PR-компании «Никколо М» Игорь Минтусов. Тогда как у кандидата от власти с этим уж точно проблем не возникнет.

Наконец, в досрочных выборах, судя по всему, не сможет участвовать самый опасный конкурент Собянина — лидер партии «Гражданская платформа», миллиардер Михаил Прохоров, который после третьего места на президентских выборах-2012 (в Москве он получил 20,5% голосов и занял второе место) планомерно готовился именно к мэрским выборам 2015 года. «Главная угроза Собянину — Прохоров, — согласен оппозиционный политик Борис Немцов. — Они провернули всю эту махинацию, чтобы он не успел соблюсти все условия для выдвижения на выборах». Речь идет о пункте 3.3 ст. 33 закона «Об основных гарантиях избирательных прав…», согласно которому кандидат на любой выборный пост должен избавиться от счетов, ценностей и активов за рубежом «к моменту своей регистрации». А у Михаила Прохорова за границей есть не только счета и компании (многие из которых зарегистрированы в офшорах, а по некоторым идут споры с партнерами), но и американский баскетбольный клуб New Jersey Nets — а это не тот актив, который можно взять и перевести в Россию.

Юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Юрасов объяснил The New Times, что существует множество легальных схем по переводу активов, не противоречащих ни международному, ни национальному праву: «Проблема только в сроках — это может занять от месяца до полугода. Каждый бизнес подразумевает множество юрлиц, огромное количество людей, которых надо переоформить. Это нельзя сделать быстро. Кроме того, если бы Прохоров решился перевести активы в Россию, это увеличило бы риски для его бизнеса: есть определенная политическая нестабильность, законодательная база в плане защиты собственника несовершенна, Уголовный кодекс, к сожалению, используется очень часто как способ шантажа и давления». А от баскетбольной команды пришлось бы вообще избавиться — если и не продать, то перевести на доверенных лиц.

Окончательно определиться с выборами Прохоров пообещал после их официального назначения, заверив, что «Гражданская платформа» «будет в любом случае участвовать в выборах». Как говорят источники в партии, если лидер баллотироваться не сможет, то в мэры, вероятнее всего, пойдет его сестра, главный редактор «Нового литературного обозрения» Ирина Прохорова, отлично проявившая себя в качестве доверенного лица кандидата Прохорова в ходе президентских предвыборных теледебатов. Сама Прохорова сообщила The New Times, что комментариев по этому вопросу давать пока не может.

За деньги и за идею

Что же касается тех оппозиционных кандидатов, кому никакие активы не мешают, то для них главной проблемой станет так называемый муниципальный фильтр: для регистрации на выборах мэра необходимо заручиться поддержкой 110 из 1810 муниципальных депутатов.

«У независимой оппозиции на всю Москву есть 10 или 15 муниципальных депутатов, кто подпишется по убеждениям. Где взять 110 человек, которые подпишутся, например, за Навального? Создать такую сеть за неделю невозможно, — уверяет депутат района Щукино Максим Кац. — Сергей Митрохин чуть в лучшем положении, так как среди депутатов есть «яблочники». У КПРФ есть достаточный ресурс и большое количество сторонников в муниципальных собраниях, чтобы зарегистрировать своего кандидата, они смогут выдвинуть кандидата от этой партии честно».

По словам Максима Каца, агитировать депутатов бессмысленно, так как многих из них политика не интересует: «Муниципальный фильтр можно пройти только с негласного согласия власти, и если будет команда «подписи не давать» — непонятно, как их собирать. Но когда такого давления нет, депутаты делают все, что хотят, и в этом случае их подписи можно будет купить. Просто деньги — и все».

Вариант с банальным подкупом, похоже, считают решающим и некоторые потенциальные кандидаты в мэры. По словам Алексея Навального, у него уже есть сведения о начавшейся в ряде районов Москвы скупке голосов: размер обещанных сумм колеблется от 100 до 300 тыс. рублей. «Да, есть информация, что уже подкупают депутатов, но пока никого за руку не поймали, — подтверждает координатор Совета муниципальных депутатов Москвы Петр Милосердов. — Я сразу ожидал, что те кандидаты, которым будет не хватать голосов депутатов, будут пытаться предлагать деньги за подписи». Самому Милосердову, по его словам, тоже предлагали «поспособствовать»: «Так как я координатор совета, у меня есть телефонная база из 500 человек, и мне вчера уже предлагали ее слить».

«Исходя из социального статуса муниципальных депутатов, за 300 тыс. они побежали бы продавать голос моментально, да и за 100 тыс. тоже многие бы согласились, — констатирует депутат Кац. — Вся эта муниципальная тусовочка в большинстве своем небогата: депутаты работают на общественных началах, никаких премий и бонусов им не положено».

С другой стороны, за кандидата от власти депутаты подпишутся и без денег, достаточно на них лишь надавить. «Эти люди, конечно, проголосуют за Собянина без проблем. Они в основном вертикально интегрированы в исполнительную власть, часто работают в госучреждениях (главврач поликлиники, директор школы), — поясняет Максим Кац. — Большинству из них все равно за кого голосовать, и на них можно легко оказывать давление, даже не прямое, а так, намеками: ну сделай, что тебе стоит».

Впрочем, некоторые коллеги Каца с такой оценкой не согласны. «Теперь в муниципальные депутаты пошли те, кому надоело, когда людей считают за быдло, — говорит член муниципального собрания района Печатники Максим Мотин. — За последний год никто из нынешних кандидатов в мэры не обращал внимания на муниципальных депутатов, а предложения с их стороны игнорировались. Посмотрим на этих людей, которым мы вдруг неожиданно понадобились. Пока у меня нет симпатий ни к одной персоне». Принципиальность готов проявить и останкинский депутат Никита Янковой, который, по его словам, «по убеждениям» проголосует только за Михаила Прохорова или Сергея Собянина.

Хороший шанс получить желанную поддержку представится кандидатам в мэры 15 июня на четвертом форуме муниципальных депутатов. «Форум был объявлен еще до выдвижения Собянина и планировался как очередное обсуждение проблем местного самоуправления, но теперь наша программа изменилась», — поясняет один из организаторов мероприятия Петр Милосердов. По его словам, на форум будут приглашены потенциальные кандидаты в мэры и руководители всех московских партийных организаций.

Помочь муниципалам сделать правильный выбор готовы и некоторые гражданские активисты. «Нужно, чтобы люди на муниципальном уровне почувствовали: они совершают действительно важное действие, а не подмахивают по указке сверху подписи за нужного кандидата, — говорит председатель незарегистрированной Либертарианской партии Андрей Шальнев. — Мы хотим сделать этот процесс публичным, чтобы на сайте висели фамилии — и все знали, кто за кого ставил подписи».

Как власти манипулируют муниципальным фильтром

Способ

Результат

Пользуясь административным ресурсом, губернатор собирает гораздо больше подписей, чем требуется

Число «свободных» депутатов резко уменьшается, большинству оппозиционных кандидатов не удается собрать установленный минимум подписей

Лояльные власти депутаты по указанию сверху подписываются за «технических» кандидатов от системной оппозиции

Обеспечивается формальная альтернативность выборов, кандидат от власти побеждает уверенным большинством голосов

Одни и те же депутаты подписываются сначала за кандидата от власти, а затем за оппозицию

Избирком засчитывает только первую подпись, и число оставшихся у оппозиционера автографов опускается ниже установленного минимума

Депутаты, поддержавшие оппозиционеров, пишут заявления об оказанном на них давлении

Избирком аннулирует эти подписи, а оставшихся не хватает для регистрации

Воспоминания о будущем

О том, как будет работать в Москве муниципальный фильтр, можно судить на примере губернаторских выборов, прошедших в октябре 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях, где эта норма применялась впервые. «Муниципальные депутаты в регионах не хотели ставить подписи за оппозиционных депутатов, а если и хотели, то на них можно было надавить, — говорит Андрей Бузин. — Надавить легко, потому что информация о том, кто за кого подписался, не тайная — эти списки должны публиковаться». «Зарегистрироваться, будучи независимым кандидатом, очень тяжело, — согласен руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. — Система работает на регистрацию базового кандидата (от партии власти. — The New Times) и условных технических оппонентов, которые не борются, а просто формально обозначают альтернативу».

Именно так обстояли дела в октябре 2012-го в Новгородской области, где кандидату от КПРФ Ольге Ефимовой не удалось собрать даже «свои» подписи: многие муниципальные депутаты, прежде сотрудничавшие с компартией, неожиданно решили поддержать главу области Сергея Митина. По информации новгородских коммунистов, штаб губернатора, надавив на муниципалов, сначала заполучил подписи подавляющего большинства депутатов (гораздо больше, чем требовалось для регистрации), а потом поделился частью из них с «техническими» кандидатами от ЛДПР и партии «Патриоты России». В итоге кандидат Ефимова нужного количества подписей собрать не смогла, губернатор Митин триумфально победил с 76% голосов, а два «технических» оппозиционера получили по 10%.

Похожую схему использовали и власти Рязанской области, где губернатор Олег Ковалев собрал в свою поддержку полторы тысячи подписей вместо требуемых 240. Кстати, после осенних выборов думские оппозиционеры предложили законодательно ограничить число подписей, собираемых каждым кандидатом в губернаторы, и думские единороссы с этой идеей, вроде бы, даже согласились. Но поправка пока не принята, поэтому повторение на московских выборах новгородского и рязанского опыта вполне возможно.

А вот в Брянской области была применена другая технология. Там главный соперник губернатора Николая Денина, выдвиженец «Справедливой России» Вячеслав Рудников, собрал требовавшиеся 253 подписи, хотя и не без труда. Но облизбирком забраковал 34 автографа, сославшись на то, что ряд депутатов подписались сразу за двух кандидатов, а некоторые прислали в избирком заявления о том, что «в отношении них совершались противоправные действия — принуждение или вручение денежных средств».

Фактор Х

На фоне проблем с муниципальным фильтром не так важен даже вопрос о раздробленности оппозиции. Участие в выборах представителей разных оппозиционных сил может повысить интерес к кампании и привлечь на участки дополнительных избирателей, что в конечном счете может сыграть против мэра Собянина, опирающегося на стабильный провластный электорат. Но если к выборам не будет допущен ни один выдвиженец несистемной оппозиции, все эти расчеты окажутся бессмысленными.

Существенно изменить ход кампании, по единодушному мнению наблюдателей, могло бы участие в ней бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Но тот от окончательного ответа на этот вопрос упорно уклоняется. «Я пока не решил, никакой определенности нет. Настолько все это было неожиданно, что надо осмыслить все обстоятельства и только когда-то потом определять свою позицию», — заявил Лужков The New Times, дав понять, что эта «неопределенность» относится и к вопросу о том, кого из кандидатов он поддержит, если сам на выборы не пойдет.

Существует, правда, версия, что самое интересное в этой кампании случится ближе к осени: как сообщил The New Times близкий к Кремлю источник, в сентябре Сергей Собянин может быть назначен премьером, а мэром в итоге станет кто-то из «запасных» кандидатов власти. Согласно этой схеме, наряду с нынешним градоначальником в окончательном списке претендентов должен оказаться еще один провластный кандидат, который поначалу будет рассматриваться публикой как «технический», но перед самым голосованием Собянин призовет сторонников поддержать свою «тень». Правда, социологи предупреждают, что этот вариант может и не сработать: по данным опроса «Левада-Центра», проведенного в конце сентября 2012 года, только 9% респондентов выразили готовность проголосовать за ту партию или кандидата, которую призовет поддержать Сергей Собянин, тогда как 66% заявили, что сделают свой выбор независимо от мнения действующего мэра.

Если же никаких неожиданностей не произойдет, то кампания по выборам мэра Москвы будет развиваться по стандартным правилам «летней политики» — мягко говоря, не самым благоприятным для конкурентных выборов. «Избиратель разъехался на грядки, потом приехал, детей сдал в школу и детский сад, а тут — хлоп! — уже выборы. А кого знаем? А никого не знаем, кроме Собянина», — подытоживает Дмитрий Орешкин. 



Избирательный график

Отсчет всех предвыборных мероприятий начнется с дня официального опубликования решения Мосгордумы о назначении выборов (как ожидается, это произойдет 11 июня). После этого у потенциальных кандидатов будет 30 дней на то, чтобы уведомить горизбирком о своем выдвижении и собрать все необходимые для регистрации документы. Выдвигаться можно либо от партии, либо в порядке самовыдвижения: во втором случае кандидат должен будет собрать подписи 1% избирателей Москвы (около 76 тыс.).

Кроме того, в течение тех же 30 дней все кандидаты, независимо от способа выдвижения, должны заручиться поддержкой 6% муниципальных депутатов (110 человек), причем эти подписи должны быть собраны как минимум в трех четвертях муниципальных образований (то есть в 110 из 146 столичных муниципалитетов). Все подписи должны быть заверены нотариально.

После представления кандидатом всех документов у горизбиркома будет 10 дней на их проверку. В регистрации будет отказано лицам, имеющим не снятую или непогашенную судимость за экстремизм, а также тем, кто когда-либо был осужден за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Поводом для отказа в регистрации также станет недостаточное количество подписей муниципальных депутатов, а для самовыдвиженцев — еще и наличие в представленных ими подписных листах более 10 % недействительных или недостоверных подписей избирателей.

Предельный размер расходов из избирательного фонда кандидатов в мэры установлен на уровне 200 млн руб. При этом собственных средств кандидат может внести не более 3% от этой суммы (6 млн руб.), до 100 млн может выделить партия, от которой он выдвигается, юридические лица могут перечислять максимум по 6 млн, а граждане — не более 1 млн каждый.

Агитацию посредством уличной рекламы, листовок и предвыборных мероприятий кандидаты вправе вести с момента официального выдвижения. Агитация в СМИ начнется за 28 дней до голосования (то есть с 12 августа) и закончится в ночь на субботу 7 сентября. Бесплатное эфирное время будет выделяться кандидатам на городских государственных телеканалах и радиостанциях: телеканалы ТВ Центр и «Москва 24», радиостанции «Говорит Москва» и «Москва-FM». Половина бесплатного эфирного времени должна выделяться под предвыборные дебаты, однако от участия в дебатах кандидаты вправе отказаться.

Не позднее чем за пять дней до голосования (то есть до 2 сентября включительно) кандидат вправе сняться с выборов без вынуждающих обстоятельств.

Итоги выборов Мосгоризбирком должен подвести не позднее седьмого дня после выборов (15 сентября). Если в первом туре ни один из кандидатов не наберет более 50 %
голосов, через 14 дней (22 сентября) пройдет второй тур, победителем которого будет объявлен кандидат, получивший относительное большинство голосов.



18_002.jpg
Ирина Прохорова: «Пока, к сожалению, ничего не могу комментировать. Как только будет что сказать, тогда с удовольствием»



фотографии: Василий Шапошников/Коммерсант, ИТАР-ТАСС, Василий Попов




×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.