#Только на сайте

#Церковь

Не ходить на Совет нечестивых

2012.09.12 |

Светова Зоя

SB-490.jpg
Сегодня Церковный суд Тамбовской епархии будет рассматривать дело дьякона Сергея Баранова, который 20 августа после приговора Хамовнического суда участницам панк-группы Pussy Riot написал письмо патриарху Кириллу, в котором сообщил о своем выходе из РПЦ

«Я остаюсь верующим христианином, но находиться в одной церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами считаю для себя невозможным», — писал тогда отец Сергий Баранов.

В интервью The New Times клирик объяснил, почему не хочет идти на заседание Церковного суда.

Готовитесь ли вы к заседанию Церковного суда?

Пока я еще дьякон РПЦ. Все телеграмы которые мне присылают из епархии, оформлены ненадлежащим образом. На них есть епархиальная печать, но нет подписи. Я попросил секретаря Тамбовской епархии протоиерея Петра, чтобы он прислал мне вызов в надлежащем порядке, чтобы там хотя бы был указан день, месяц год и подпись. Но они ничего не прислали.

Это не первое заседание по вашему делу?

Первое заседание было назначено на 4 сентября. Я на это заседание не пришел. В связи с положением о Церковном суде, если обвиняемый не является, то заседание переносится на следующий раз и так три раза. В третий раз при неявке обвиняемого, дело рассматривается без него. Все заседания Церковного суда проходят в закрытом режиме, без прессы, без адвокатов. Второе заседание должно было состояться 7 сентября. Я позвонил отцу Петру и попросил его выдать мне письмо о вызове в суд в надлежащем виде. Он сказал, что очень занят и письмо не выдал. 7 сентября я на заседание суда тоже не пошел. Не приду и 12 сентября.

Почему вы не хотите туда идти?

В письме патриарху Кириллу я просил о снятии с меня священного сана. Но вместо того, чтобы выполнить мою просьбу, они решили устроить суд и лишить меня сана по суду. Кроме того, этого им показалось мало, и они собираются меня и вовсе отлучить от Церкви. Они смешивают понятия — Церковь как Тело Христово и Церковь как институт. Я писал в своем письме, что хочу выйти из РПЦ, но я по-прежнему считаю себя христианином. Один из людей, который меня поддерживает, сказал, что на этом Церковном суде в отношении меня готовится провокация. Я знаю, что на такого рода собраниях используются перекрестные допросы и различные тактики давления. Поэтому я туда идти не хочу. Какой смысл мне выслушивать обвинения, и ждать провокаций?

Значит, решение суда будет вынесено заочно?

Да, я серьезно опасаюсь провокаций. Был у нас в епархии такой отец Роман. У него после подобного заседания случился нервный срыв. И со мной может что-то подобное случится. Я опасаюсь, что меня могут обвинить в хулиганстве или отправят в психушку. Моя мама говорила с отцом Петром и спросила его, почему они называют меня обвиняемым, а он ей ответил: «Его будут судить за то, что он отрекается от церкви и хочет скинуть с себя сан». Отец Петр пообещал моей матери, что «наезжать на меня не будут». Мама ему говорит: «Что это за ментовское выражение «наезжать»?

Отец Сергий, но вы ведь в открытом письме патриарху просили о снятии сана, чем же вы теперь недовольны?

Меня оскорбляет, что они меня чуть ли не отлучить от церкви хотят. Я об этом не просил. От церкви отлучили только Льва Толстого, а в постсоветскую историю митрополита Филарета (Денисенко). Его лишили священства, даже монашеского звания. Это было сделано после того, как митрополит Филарет отделился от Московского патриархата и увел за собой украинцев, создав автокефальную украинскую церковь. Я себя с ним ни в коей мере не сравниваю, но в епархии моей матери сказали, что меня чуть ли не анафеме предадут.

Вы опасаетесь за свою жизнь?

Если меня предадут анафеме, то в Тамбове мне будет небезопасно. Здесь в Тамбове полно фанатиков. Мне очень обидно, что за те 25 лет, что я в церкви, она сильно изменилась как институт. Раньше в епархии были люди, которые излучали духовность, а сейчас — сплошное мракобесие. На них смотреть тошно, прости Господи.

Что вы будете делать после церковного суда?

Возблагодарю Господа, что они от меня отвязались. Может, они на этом остановятся и не будут доставать меня своими телеграммами.


Накануне заседания церковного суда отец Сергий позвонил секретарю Тамбовской епархии отцу Петру и вот какой разговор между ними состоялся (аудиозапись разговора есть в распоряжении редакции)

Отец Сергий: Здравствуйте. Отец Петр! Завтра всё без изменений?

Отец Петр: Да, без изменений, в 11 часов.

Отец Сергий: В 11 часов заседание?

Отец Петр: Да, да

Отец Сергий: Отец Петр, скажите, пожалуйста, если я завтра не являюсь, какое наказание?

Отец Петр: Отец Сергий, дорогой, речь идет не о наказании, речь идет о разговоре, о беседе, мы не выносим наказание. Святейший принимает решение, а мы поговорим о поступке Вашем, о намерении поговорим, о будущем Вашем, которое Вы планируете для себя.

Отец Сергий: Т.е. это идет, как констатация факта, если что...

Отец Петр: Конечно, основа всему — это волеизъявление Ваше.

Отец Сергий: Если я не являюсь, то помимо извержения из сана, получается, вы меня отлучаете от Церкви, да?

Отец Петр: Нет, я вот Вашей маме говорили, что в истории таких фактов не было и сейчас как бы они ни чем не обоснованы, потому что Господь дает благодать, это не наше и как бы отказаться от этого, это против воли Бога, и мы хотели поговорить. Может быть, Ваше несогласие с тем, что произошло с девчонками можно по-другому выразить или еще как-нибудь. Тут не поступок Ваш... не осудить, или что-то присудить, или наказать, это будет такой приватный разговор.

Отец Сергий: Понятно...

Отец Петр: Да, а потом мы всё, что сочтем нужным, целесообразным, с учетом Положения о Церковном суде, запишем в протокол вот и всё.

Отец Сергий: Понятно. Ясно. Спасибо отец Петр!

Отец Петр: Нам Вас ждать завтра? Мы будем ожидать.

Отец Сергий: В 11 часов. Если я не приду?

Отец Петр: Ничего там не будет, Господи помилуй, это же не эшафот какой-то. Вы как бы напуганы очень нашей встречей.

Отец Сергий: Да нет. Я не напуган. Я так понял, от меня уже ничего не зависит, я почувствовал, есть тому много свидетельств, да Вы и сами понимаете, что от нас уже ничего не зависит, ни от Владыки, ни от суда. Если была команда сверху, если они сказали извергать из сана и отлучать от Церкви, то смысл какой мне идти, все равно мы ничего изменить не сможем.

Отец Петр: Если Вы не хотите ничего менять, то изменить мы ничего не сможем. Но обсудить такие вот моменты, которые зафиксированы святыми отцами в истории, преданием церковным, т.е. правилами святых отцов, святых апостолов, вот об этом могли бы поговорить, и может быть свое намерение, не просто вообще выйти из Церкви, не просто вообще снять сан, а как-нибудь немножко конкретизировать, но с учетом этих правил, вот и всё. А потом у Вас всегда остается всегда, вот такая возможность, как-то скорректировать свое мнение, понимаете? Оставаясь при своем мнении в основном, в глобальном смысле, но форму протеста немножко видоизменить, с учетом вот, этих же Правил (Церковных) быть может, вот в чем дело!

Отец Сергий: Понятно. Хорошо. Бог даст, завтра увидимся. До свидания.

Отец Петр: Вы, позвоните, мы Вас встретим.

Отец Сергий: Всего доброго отец Петр!

Отец Петр: Всего доброго! До свидания!

Отец Сергий: До свидания!

Комментарий отца Сергия Баранова: 
"В общем, смысл таков, чтобы я пришел и «видоизменил» формулировку протеста, а именно ничего не говорил о девчонках из Pussy Riot, и они эти изменения моей позиции внесут в протокол заседания. И будут дальше жить- поживать и дела свои прежние творить. Однозначно была команда сверху лишить меня священного сана и отлучить от Церкви".


Отец Сергий Баранов. 
Рукоположен в дьяконы в 1994 году, в 2003 году выведен за штат с правом служить в Волгоградской епархии. Учится на заочном отделении Института Права Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share