АТЭС: за ценой не постоим! Завершившийся во Владивостоке форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» запомнится поколениям россиян астрономическим бюджетом — 699,1 млрд рублей ($21,8 млрд). Это почти в пять раз больше изначальной сметы и в сотни (!) раз превышает затраты на предыдущие саммиты организации в других странах
На месте военного городка выросли современные здания университета
На что ушли деньги российских налогоплательщиков — The New Times спросил у побывавшего во Владивостоке директора по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергея Алексашенко.
Местные чиновники уверяют: большая часть из $21,8 млрд пошла не на саммит АТЭС, а на решение проблем Владивостока, само мероприятие обошлось «всего» в $200 млн. Что же получил Владивосток от этого золотого дождя? Во-первых, решена застарелая транспортная проблема — современные магистрали соединили различные части города: построены транспортные развязки, дороги, несколько мостов, в том числе через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный на остров Русский (цена строительства мостов — соответственно 16,1 млрд рублей и 32,5 млрд. — The New Times). Все водители такси мне в один голос говорили, что с передвижением стало гораздо легче. Этого нельзя не заметить. Но нельзя и не задаться вопросами.
Существенная часть бюджета, уверяют чиновники, была потрачена на модернизацию и реконструкцию коммунальных сетей, причем инвестиции в ЖКХ шли последние 2–3 года. Однако жители города, насколько удалось понять из разговоров с местными, пока на себе этого не почувствовали.
Во Владивостоке всего 18 гостиниц, общий гостиничный фонд едва превышает 2 тыс. номеров. Все знали, что на саммит приедут около 10 тыс. человек. Однако новых гостиниц в достаточном количестве почему-то не построили. (К саммиту не успели сдать и «флагманский проект» — 5-звездочный отель Hyatt. — The New Times.) Так что даже заседание управляющего комитета «Политического партнерства по продовольственной безопасности АТЭС» я вел на корабле — на земле участникам мероприятия жить оказалось негде.
Больше всего средств организаторы вбухали в остров Русский, где проводились официальные мероприятия саммита. (Ни на одном предыдущем саммите АТЭС специальных объектов под эти цели не строилось, тогда как один лишь новый кампаунд Дальневосточного университета обошелся в 70 млрд. — The New Times.) Говорят, на Русском и сантехника не работает, и трубы протекают, двери местами косые стоят — видимо, не успевали сдать в срок и вводили все в последний момент. У многих очевидцев впечатление, что все это хозяйство не стоит затраченных средств.
Вообще баснословная сумма, которая вылилась на Владивосток, должна была привести к какому-то ощутимому экономическому подъему. Но миллиарды вылились, а подъема нет. Когда в Китае строят новую трассу, возле нее сразу закипает жизнь, возводятся торговые центры, офисные здания, жилые дома. Во Владивостоке сразу по прилету попадаешь в новый современный терминал, из которого почти до центра города идет отремонтированное шоссе (можно также добраться на новом аэроэкспрессе). Но по краям этой прекрасной «свежей» дороги из аэропорта видишь ровно то же, что и 10–12 лет назад: развалюхи, деревянные избы, колодцы, покосившиеся заборы.
Зато, по словам местных жителей, на время саммита администрация спрятала куда-то построивших львиную долю его объектов гастарбайтеров: незавершенкой теперь на виду у всех занимаются строители славянской внешности. Наверное, русские лица должны доказать гостям саммита: деньги потрачены не впустую.
Пытаясь ответить на вопрос «Где деньги?», The New Times отыскал Бюллетень Счетной палаты № 7 за 2012 год, в котором содержится отчет о расходовании средств на форум АТЭС.
На сам саммит было потрачено 6,6 млрд рублей**Отчет «О промежуточных результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования государственных средств, выделенных на проектирование и строительство объектов саммита в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке и социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Аудитор Сергей Рябухин., все остальное пошло на инфраструктуру Владивостока: новый аэропорт, дороги, оперный театр, Дальневосточный федеральный университет, мост через бухту Золотой Рог… Все бы хорошо, но, согласно отчету, «общий объем выявленных финансовых и иных нарушений /…/ составил 6,5 млрд рублей» — то есть оказался сопоставим с общими затратами на саммит! Из них на администрацию Приморского края пришлось 3,22 млрд; на ФГУ «Дальневосточная дирекция», строившее университет и другие объекты на острове Русский, — 3,17 млрд; и на ФКУ ДСД «Владивосток», ответственное за строительство дорог и мостов, — 241 млн рублей. При этом администрация Приморского края вернула бюджету 421 млн, остальные же деньги как в океан канули.
Чудо-решетка
Собственно, откровенной «приемки строительных материалов с завышением стоимости» оказалось немного — «всего» на 319 млн рублей. Департамент градостроительства Приморского края заказал у ООО «Востокстройсервис» реконструкцию «полигона твердых бытовых отходов» (городской свалки). 44% сметы в 696 млн рублей приходилось на специальную защищающую грунт георешетку. Уже после подписания договоров подрядчик решил поставить георешетку другой марки: у нее отсутствовали «сертификаты соответствия государственным стандартам», зато стоила она на 58 млн (!) дороже. Ко всему прочему аудиторы выявили, что на таможне решетка проходила по 118 рублей за 1 кв. м, а бюджету обошлась в 584,35 рубля.
В большинстве же случаев аудиторам не удалось никого поймать за руку, пришлось лишь констатировать: по многим объектам «проверить обоснованность и достоверность применения расценок за выполненные работы не представляется возможным, и тем самым созданы предпосылки возникновения финансовых нарушений».
А смета растет…
Больше всего аудиторы озаботились ростом сметы по ходу стройки. Схема была стандартной практически для всех объектов АТЭС. Вот, скажем, решило ФГУ «Дальневосточная дирекция» построить физкультурно-оздоровительный комплекс, читай, спортзал, для чего было необходимо провести «вертикальную планировку территории»**Изменение рельефа местности для последующего строительства.. В тендере на строительство победило ЗАО «Крокус Интернешнл», построившее практически все объекты на острове Русский. Договор был заключен в июле 2010 года, но вместо сметы была утверждена лишь предварительная оценка стоимости работ в 463 млн рублей. Не прошло и года, как появилась — в апреле 2011-го — и смета, правда, уже на 1 млрд рублей: спортзал оказался не в одном здании, а в двух, соответственно, и территорию под них пришлось разравнивать большую. О государственной экспертизе, проверке стоимости или новом тендере чиновники не позаботились: «корректировка проектно-сметной документации /…/ не проводилась. Положительное заключение государственной экспертизы отсутствует», — говорится в отчете. Аудиторы, взяв первоначальные документы, посчитали, что даже при увеличении объема работ сумма контракта не могла превысить 704 млн рублей. Судьба оставшихся 296 млн осталась невыясненной: «расчет и обоснование, подтверждающие необходимость увеличения стоимости /…/ отсутствуют». Такая же ситуация и с другими объектами: здания университета, конференц-зала, пожарного депо, озеленение территории… Суммы меняются, смысл остается.
По словам источников The New Times, 6 млрд распиленных денег, скромно представленных в отчете, — лишь вершина айсберга. Остается только гадать, какая часть почти из 700 потраченных миллиардов превратилась в дороги и спортзалы, а какая осела на чьих-то счетах.
Tweet
Tweet