#Ex Libris

Ex libris Елены Греминой

13.09.2012 | № 28 (255) от 10 сентября 2012 года


«Литературный ликбез — моя давняя идея». Драматург, руководитель Театра.doc находит сокровища в классике и первоисточниках

54-2.jpg

Читаю много, особенно когда нужно для работы — одна книга тянет за собой другую. Очень люблю первоисточники, люблю восстанавливать исторические события, представлять, что за этим могло стоять. Сейчас мне для одного телевизионного проекта были нужны факты про Русско-турецкую войну. В результате прочла массу интересного.

1. Недавно вышло историческое сочинение Джейсона Гудвина «Величие и крах Османской империи». Читаю параллельно с историей запорожцев и гайдамаков, у меня есть такая старая книжка «Уманская беда» 1862 года, сборник документов про так называемую уманскую резню и восстание гайдамаков в XVIII веке. Они предшествовали падению Запорожской Сечи, уничтожению ее в 1775 году Екатериной II. А причина была в том, что ослабла турецкая империя, которая несколько веков была самой мощной державой в Азии. После поражения османов в первой Русско-турецкой войне пала и Запорожская Сечь. Запорожцы охраняли Российскую империю в Великом поле от набегов татар и турок, к ним все время прибивались беглые. А после ослабления турок Екатерина решила положить этой вольнице конец. Невероятно интересная историческая драма.

54-1.jpg2. У меня сейчас на столе лежит сборник стихов Афанасия Фета «Вечерние огни». Я думаю написать биографическую пьесу про Фета и Аполлона Григорьева. Эти два разных человека выросли вместе, дружили, потом жизнь их развела. Фет начинал с краха, в юности стало известно, что он незаконнорожденный сын, у него отняли титул отца и положение в свете, и он должен был все начинать с нуля, но сумел, однако, построить свою жизнь, добился потом состояния, дворянства и выгодно женился, хотя пережил роковые романы. И до старости писал замечательные стихи. По своим взглядам он был в большом конфликте с прогрессивной общественностью, притом что стихи — новаторские, абсолютно современные. У Аполлона Григорьева все было ровно наоборот. Богато одаренный человек, красивый, яркий, все перед ним было открыто, но он свою жизнь беспрестанно разрушал. Писал потрясающие критические работы, оказал большое влияние на современников — Островского, Достоевского, раздавал свои идеи, а от него самого все, что осталось, это «Две гитары за стеной…» Алкоголь, роковая любовь, драма, в результате женился на проститутке, пытаясь ее спасти. И это был крайне неудачный и трагический брак. Два поэта, две разные судьбы, их разговор друг с другом — мне кажется, на сцене это могло бы быть очень интересно.

3. По заказу московского Департамента культуры готовится проект «Классика в школах» — для приобщения подростков к чтению. Для этого читаю «Повесть временных лет». Артисты Театра.doc будут с этим выступать в школах, а дальше сделаем кукольный спектакль совместно с Московским театром кукол. У каждого актера будет своя новелла.

4. Недавно прочла, как говорил Пушкин, «роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный» — Сэмюэла Ричардсона «Кларисса». Это роман в письмах, такая мыльная опера XVIII века: мало героев, они без конца рассказывают друг другу, что произошло вчера и будет сегодня, течение романного времени очень близко к реальному. При этом — крутая феминистская драма, как сказали бы сегодня. Про шестнадцатилетнюю девушку Клариссу Гарлоу, очень яркую личность, которой в силу незаурядности дедушка завещал состояние, что стало началом ее несчастий: родственники страшно обиделись и пытались сбагрить ее замуж за старика. И тут возник Ловлас, герой, чье имя стало нарицательным, — из этих красавцев маркизов-графов, которых потом Французская революция смела с лица земли. Поскольку в ту эпоху заняться им было особенно нечем, весь свой драйв они вкладывали в охоту на женщин: все, что тогда оставалось дворянину, аристократу, который не хотел заниматься интригами при дворе и ловить взгляды монархов. Ловлас находит для себя смысл жизни в том, чтобы обольстить девушку, которая никак не поддается обольщению — вот поединок роковой двух индивидуальностей, каждая из которых не хочет покориться. У меня была давняя идея литературного ликбеза, потому что люди перестали читать такие «немодные» произведения. А история волнующая, и если это силами театра представить, сокровищ найдется много.





×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.