На роль свидетелей обвинения выбрали людей, не имевших прямого отношения к событиям 21 февраля
Глава Фонда «Традиция» Олег Угрик, выступавший в суде в среду, и Мотильда Иващенко, приглашенная на суд в четверг, еще на стадии предварительного следствия по собственной инициативе обратились к следователю Артему Ранченкову, который вел расследование дела Pussy Riot, заявив, что хотят дать показания. Олег Угрик объяснил The New Times, что подсудимые «объявили войну» РПЦ, Богу и государству и он хотел помочь им и следствию.
Мотильда Иващенко |
Прокурор Александр Никифоров считал Иващенко своим «козырным» свидетелем, из-за ее неявки в суд на полчаса откладывали судебное заседание. В интервью The New Times Мотильда объяснила, что решила не выступать на процессе, потому что ее «затравила публика, пришедшая на суд».
Вы учились журналистике вместе с Алехиной. Почему не стали журналистом?
Журналистика — собачья работа. Я сейчас работаю косметологом.
Какие показания вы давали на следствии?
Так как я являюсь свидетелем обвинения, я рассказывала о личности Марии Алехиной. Я не была ее близкой подругой. Мы учились вместе в вузе. В каких-то политических мероприятиях она не участвовала, про феминизм тоже ничего не говорила, она не пропагандировала гомосексуальных идей, хотя сейчас заявляет, что поддерживает движение ЛБГТ. Я подобных убеждений у нее за три года нашего знакомства не замечала. Алехина говорила, что ей близок по духу буддизм. Она откровенно смеялась над православными и над христианством. Она была вегетарианкой. После вуза, после занятий, она не спешила к своему ребенку, шла в кафе или по делам.
Если вы с ней не дружили, то как вы о ней столько всего знаете?
Мы часто встречались в общих компаниях. На лекциях она восседала на коленках у молодых людей. У нас либеральный вуз, но тем не менее… Зимой могла ходить с голыми ногами, то есть одевалась не по сезону. Я замечала в ней странности, она была такая эксцентричная. Увидев ее фотографию в интернете, когда ее уже поймали, я, честно сказать, была удивлена.
Почему вас вызвали свидетельницей обвинения?
Я сама изъявила такое желание.
Вы позвонили следователю?
Я набрала телефон следователя. Меня удивила та ложь, которую пишут в интернете про них. Говорят, что Pussy Riot — политическая партия, оппозиция. Я не вижу оппозиционности в их действиях, не вижу в них политики, не вижу в них феминизма. То, что они совершили в церкви, просто было издевательством над национальной культурой. Люди, которые это делают, прежде всего, не уважают своих родителей.
Чем вы руководствовались, когда позвонили следователю Ранченкову? Вам не жалко, что за панк-молебен в храме девушек посадили в тюрьму?
Какая жалость может быть? Незнание законов не освобождает от ответственности. Обратившись к следователю, я хотела сказать правду. Я считаю, что защитники девушек и те, кто на них нападает, в том числе представители патриархии, необъективно оценивают ситуацию.
У нас нет уголовного наказания за выступление в храме.
Но это не выступление, сами понимаете.
А за что Машу посадили в тюрьму?
По моему мнению, то, что они сделали, было издевательством над культурой.
Значит, Алехину посадили за издевательство над культурой?
Да, как их накажет суд — это дело суда, но то, что они сделали, меня ранило. Я православная христианка. Меня многие пытаются обвинить в путинизме. Но это не так, я голосовала за другого кандидата.
За кого?
За Зюганова.
Вам не жалко, что Маша полгода сидит в тюрьме и ее пятилетний сын без матери?
Мне не жалко, она знала, на что шла. Если мы так будем всех жалеть, у нас на свободе будут разгуливать одни преступники.
Тогда объясните, почему вы не захотели сегодня дать показания на суде и выступить свидетелем обвинения?
Я не хочу выступать на подобном суде. Работники суда не смогли оградить свидетелей от нападок толпы, от нападок ЛГБТ, от оскорблений, от хамства. Я стояла в очереди, чтобы попасть в суд, меня пихали. Если человек дает показания, если я свидетель обвинения, почему ко мне такое отношение? Я трепала нервы, у меня сегодня рабочий день. Мне важнее на работу поехать, чем давать те же самые показания, которые я давала несколько месяцев назад следователю. Я весь день голодная. Меня вызывают к десяти утра, а в результате сижу до вечера. Я объяснила, что я реально себя плохо чувствую, у меня пониженное давление. У меня кружится голова.
Судья Сырова вас искала. Мы ждали вас полчаса. Из-за того что не могли вас найти, даже объявили перерыв.
Я ушла, потом мне позвонили из суда и попросили вернуться. Я вернулась и хотела в письменном виде объяснить, что я просто себя плохо чувствую. Но меня все равно просили дать показания. И тогда я заявила, что давать показания в суде сегодня не буду. Но я ни в коем случае не отказываюсь от показаний, данных мной на следствии. Следователь Артем Ранченков — замечательный, интеллигентнейший человек.
Как вы думаете, какой срок дадут подсудимым?
Я не знаю, честно говоря.
А если их посадят на 7 лет, вы не будете жалеть, что участвовали в подобном процессе как свидетель обвинения?
Все, что я делаю, я делаю осознанно.
Фото: Алиса Образцова
Tweet