30 июля в 16:00, в кабинете № 707 Следственного комитета РФ следователь по особо важным делам управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти (sic!) и в сфере экономики Главного следственного управления, майор юстиции Руслан Миниахметов предъявит известному политику Алексею Навальному обвинение о совершении преступления по ст. 165, ч.3 п. «б» (в редакции ФЗ № 162 от 08.12. 2003 года) уголовного кодекса РФ. Об этом редакции The New Times стало известного сразу из нескольких источников в правоохранительных органах. Адвокат Навального Ольга Михайлова эту информацию подтвердила.
Ст. 165 предусматривает наказание за «причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения», пункт «б» части 3 указывает на причинение «крупного ущерба». Срок — от 2-х до 5-ти лет лишения свободы. «Порочная практика такова, — говорит адвокат Вадим Прохоров, — что статью 165 , как и ряд других, по которым сажают бизнесменов, принято трактовать как общеуголовную, а не как хозяйственную. А в таких случаях при предъявлении обвинения у нас принято «закрывать», хотя это и неправильно». С Прохоровым согласна и адвокат Навального Ольга Михайлова: «10 апреля 2012-го года было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела — «за отсутствием в его действиях состава преступления», а 29 мая — возбуждено вновь.* * Дело о ГУП «Кировлес», когда Навальный был советником на общественных началах губернатора Кировской области Никиты Белых в 2009— 2010 гг. Первый раз дело расследовалось 11 месяцев, провели все возможные экспертизы, состава не нашли. Сейчас всего за 2 месяца сделали обвиняемым», — недоумевает Михайлова. — Зачем? Ну очевидно, чтобы постараться быстрее передать дело в суд…».
Перечитывая классиков
Нет-нет, это вы читаете не выдержку из романа «1984» Оруэлла. Помните, гениальное: «война — это мир», «свобода — это рабство», «незнание — сила (для тех, кто забыл см. newtimes.ru). На дворе 2012-й, июль. Колоссальная группа следователей — аж 184 важняка и просто следаков из убойных отделов, собранные со всей страны, расследуют дело о Марше миллионов 6 мая, названное «массовыми беспорядками», держат за решеткой 15 человек, уговаривая их дать показания на Навального, Удальцова, Немцова, Яшина — получается пока плохо. Кто-то, конечно, готов — в обмен на то, что скостят срок, но мало, мало, Хозяин недоволен, нервы ни к черту. «У вас было уголовное дело против этого человека , и втихаря вы его прекратили», — кричал 5 июля на своих подчиненных глава СК Александр Бастрыкин (тот самый, которого 26 июля Навальный уличил в том, что он «иностранный агент» — см. newtimes.ru). Возымело. За дело взялось аж целое следственное управление по расследованию особо важных дел против государственной власти — дело о хищении 5 млрд. из бюджета — дело Магнитского их почему-то совершенно не возбудило. Зато «ущерб в виде упущенной выгоды на сумму 1 млн. 335 тыс. 079 рублей и 67 копеек», как написано в постановлении о прекращении дела, без признаков хищений, как указано в инкриминируемой статье, другими словами , спор двух хозяйствующих субъектов (ни к одной из них Навальный не имел никакого отношения, что зафиксировано в материалах дела) о том, кто и по какой цене продавал лес, заставило ночей не спать лучших сыскарей страны! Ну разве не Оруэлл?
Хроника военных действий
Напомню фабулу.
9 декабря 2010 года СК по Кировской области начинает проверку по делу о ГУП «Кировлес» и ООО «Вятская Лесная Компания» : де Навальный, будучи советником на общественных началах губернатора Кировской области, давил на директора убыточного «Кировлеса», чтобы тот продавал лес через ВЛК, которой руководил бывший активист партии «Яблоко» Петр Офицеров. Это и называется на языке УК «злоупотребление доверием». (The New Times проводит свое собственное расследование этой истории, а потому детали пока опустим.)
11 и 28 января 2011-го года следователь СК при прокуратуре РФ по Кировской области выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Алексея Навального и Петра Офицерова.
3 марта 2011-го такое же постановление выносит и следователь СК по Приволжскому федеральному округу. Оба фиксируют: состава преступления нет. В 4-х томах уголовного дела, с которым удалось ознакомиться The New Times, не удалось найти фактов, которые бы указывали на незаконные действия со стороны Навального в бытность его советником губернатора Кировской области. Ровно это же подтвердил редакции и губернатор Никита Белых.
10 мая 2011 года Главное следственное управление СК РФ возбуждает таки уголовное дело, но 10 апреля 2012 года его прекращает — « за отсутствием состава преступления»
10 апреля 2012 года СК по Кировской области направляет Навальному письмо, в котором сообщает: «В связи с прекращением уголовного преследования в отношении Вас в соответствии со ст. 133, 134, и 135 УПК РФ Вы имеете право на реабилитацию, т.е. на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах».
6 мая, накануне инаугурации Владимира Путина, в Москве проходит «Марш миллионов», после чего три дня по центру Москвы идут зачистки. Навального трижды задерживают и наконец «закрывают» на 15 суток.
28 мая 2012 года Навальный пишет заявление на имя Генерального прокурора РФ с просьбой «принести ему публичные извинения от имени государства за необоснованное привлечение к уголовной ответственности».
29 мая 2012 года представитель СК РФ Владимир Маркин сообщает СМИ, что руководство СК РФ, то есть генерал-полковник юстиции Александр Бастрыкин, решило отменить постановление о прекращении уголовного дела и направить его на дальнейшее расследование. На каких основания — тайна.
Как тайна и то, на каких основания 30 июля Навальный станет обвиняемым — и ему, и его адвокату отказано в возможности ознакомиться с постановлениями СК, которые были приняты после 10 апреля этого года.
5 июля 2012 года — глава СК устраивает взбучку своим подчиненным.
30 июля 2012 — Навальному предъявят обвинение в совершении преступления и — ?
Ожидания
Навальный отказывается давать какие-либо комментарии о перспективах своего дела. Однако адвокаты качают головой : слишком уж очевиден заказной характер этой истории. Адвокат Михайлова обращает внимание и на то, что в здание в Техническом переулке, дом 2 , где находится Главное следственное управление, их приглашают к 16 часам: «Допросы Алексея идут по несколько часов, значит могут предъявить обвинение и сразу арестовать. Но арест по экономическим статьям — а 165 именно экономическая — закон не разрешает». Другие адвокаты на вопросы The New Times предлагают кидать монетку: « 50 на 50 — смотря какое указание поступило сверху».
И снова на память приходит Оруэлл: «Мыслепреступление не влечет за собой смерть: мыслепреступление ЕСТЬ смерть». Два года Навальному давали понять: не остановишься со своими расследованиями («Роснефть», ВТБ, теперь вот «иностранный агент» А. Бастрыкин) — будет плохо. Не услышал. И асфальтовый каток под названием «российская юстиция» пошел, напоминая всем нам старое, сталинских времен правило: невиновных нет, есть те, кому просто еще не успели предъявить обвинение…
Tweet