Партии веером. 1 июля исполнится месяц со дня вступления в силу нового Закона о партиях, открывшего путь к регистрации своих движений всем желающим. Но действительно серьезных структур за прошедший период появилось считанные единицы. В основном добро Минюста получили слабо политизированные структуры, почти половина которых аффилирована либо с «Единой Россией», либо с известным масоном и лидером Демократической партии России Андреем Богдановым. The New Times разбирался — что это за партии и стоит ли за них голосовать
20 июня председатель ЦИК РФ Владимир Чуров пообещал, что к осенним выборам в регионах будет зарегистрировано около 30 партий. Пока эту процедуру одолели чуть более 20 организаций. О многочисленных партиях, подавших в Минюст заявки на регистрацию, как только эта процедура была упрощена поправками Дмитрия Медведева, The New Times уже писал (№ 12 от 2 апреля 2012 года). Теперь, когда дело движется к региональным выборам, тем более интересно посмотреть, какие партии дадут бой парламентской четверке.
Из партий, которые представляют собой действительно работающие и способные за что-то побороться структуры, регистрацию в Минюсте прошли пока лишь две полярные организации. Это Партия народной свободы во главе с Борисом Немцовым, Владимиром Рыжковым и Михаилом Касьяновым, которая легализовалась после решения Европейского суда о незаконности уничтожения рыжковской Республиканской партии. На очередном съезде РПР просто сменила вывеску на «ПАРНАС», но после решения ЕСПЧ эту регистрацию сложно назвать следствием «политической реформы» Дмитрия Медведева. Вторая — националистический Российский общенародный союз Сергея Бабурина, получивший лицензию Минюста 15 июня. Ко всем остальным зарегистрированным парторганизациям возникают разные вопросы.
Очень экологично
Некоторые из вновь образованных структур имеют за собой долгую историю, хотя и не играли никогда значимой политической роли. Например, Российская экологическая партия «Зеленые» Анатолия Панфилова. В 2002 году партия была создана на основе экологического движения 90-х «Кедр», выборы в Госдуму тогда проиграла, набрав 0,41% голосов. Потом партия искала, под чье крыло пристроиться, и в результате вошла в 2008 году в «Справедливую Россию». Теперь в связи с либерализацией закона о партиях и желанием Кремля активизировать политическую поляну «зеленые» торжественно из СР вышли и возродились. Бессменный лидер Анатолий Панфилов особыми достижениями в области экологии не отмечен — разве что входил в различные экологические советы в правительстве и периодически заявлял о своей поддержке Владимира Путина. Программа у партии соответствующая: развитие сильной и единой России, объединение и выступление единым фронтом всех общественных сил и граждан, а заодно — развитие духовности, нравственности и культуры.
Бороться за голоса избирателей панфиловским «зеленым» придется с «Альянсом зеленых — Народной партией» экс-замглавы Росприроднадзора Олега Митволя. Митволь свою партию позиционирует как «европейскую» и дистанцируется от правых, левых и всяких других политических идеологий, хотя сам посещает митинги оппозиции. Помимо обычных для экологов пунктов типа «сохранение в первозданном виде всех живых организмов» в программе партии есть и «острые» темы: «радикальное снижение зависимости экономики от «нефтяной иглы» и «социальная справедливость». В интервью The New Times Митволь сказал, что у партии 62 региональных отделения, но пока удалось зарегистрировать всего семь: «Если все получится, примем участие во всех региональных выборах, которые начнутся осенью».
Странные
В списке Минюста есть еще две «настоящие» партии, но их названия не говорят ровным счетом ничего — «Новая Россия» и «Города России».
Первая — партия, созданная на основе Союза «Чернобыль» России. Ее лидер, Валерий Сорокин, в период ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС был замначальника подразделения УС-605, затем работал в первом правительстве РФ, входил в Союз промышленников и предпринимателей, в начале нулевых был заместителем министра внутренних дел Бориса Грызлова, а с 2006 по 2009 год — советником главы Росатома Сергея Кириенко. Теперь на основе Союза «Чернобыль», который существует более 20 лет и имеет разветвленную структуру по всей стране, он решил создать партию, которая должна принять участие «в выборах всех уровней от муниципального
до ГД». В интервью The New Times Сорокин сообщил, что главная цель партии — защита граждан от чиновников: «Сначала наши люди стали героями (речь идет о ликвидаторах. — The New Times), получили ордена и медали, а потом им пришлось отстаивать у чиновников свои права и льготы. У нас большой опыт борьбы такого рода. И мы уже давно помогаем всем людям, которые сталкиваются с подобными проблемами. Конфликт между государством и гражданином разрушает Россию, и хотя я сам государственник, я это понимаю». К митингам оппозиции Сорокин относится с пониманием и даже сочувствием, но результаты уличной борьбы оценивает как «неоднозначные» и говорит, что «Новая Россия» будет бороться с монополией одной партии только организованными методами. По словам Сорокина, на данный момент база партии — это 378 тыс. человек (Союз «Чернобыль»), 76 тыс. — молодежное крыло («дети героев») и около 120 тыс. — «люди, с которыми мы сотрудничаем»).
«Города России» — лишь на первый взгляд похожа на партию урбанистов. Ее программа включает вообще все, что имеет отношение к городским жителям. Там фигурируют демография, миграционная проблема, плохие дороги, качество ЖКХ, отмена всех ограничений свободы слова и собраний, полная свобода ненасильственного выражения любых политических и религиозных убеждений и т.д., и т.п. Кажется, партия рассчитана на все сразу и ни на что конкретно. Изучив состав оргкомитета, The New Times выяснил, что в партию вошло довольно много представителей региональных отделений Всероссийского общества охраны природы, о котором The New Times писал в № 14 от 18 апреля 2011 года. Тогда вокруг этой старейшей организации, существующей более 80 лет, разгорелись нешуточные страсти: под свой контроль ее взяли функционеры «Единой России» во главе с членом Совета Федерации от Челябинской области Константином Цыбко. Как рассказал источник The New Times в ВООП, партия «Города России» формируется за счет региональных отделений ВООПа, представительства которого до сих пор сохранились почти в каждом крупном городе России. Связь этой партии с «Единой Россией» абсолютно прозрачна. Председатель Юрий Бабак, возглавляющий оренбургское отделение ВООПа, в прошлом году участвовал в партийных праймериз «Единой России» в Оренбурге от Народного фронта. В оргкомитет партии входят люди из Международного союза общественных объединений «Всемирный курултай (конгресс) башкир», исполком которого возглавляет единоросс и друг сенатора Цыбко Марсель Юсупов.
Захват брендов
Среди зарегистрированных партий есть несколько громких названий, отсылающих к политической истории 90-х и нулевых. Но на поверку оказалось, что это не реинкарнации, а новые структуры, аффилированные с «Единой Россией» и другими провластными организациями. Например, Аграрная партия России. Председатель общественной организации «Сельская Россия» Сергей Шугаев, который взялся возрождать бренд 1993–2009 годов вместе с одним из его бывших лидеров Василием Крыловым, говорил, что партия будет вновь зарегистрирована, если «в администрации президента решат, что она нужна». Администрация так и решила, но зарегистрировала под этим названием других людей. «То, что зарегистрировано, — условно партия Владимира Плотникова, другого бывшего лидера старой Аграрной партии, — сказал Сергей Шугаев The New Times. — Он сейчас член бюро Высшего совета «Единой России» и президент АККОР». АККОР — это ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Директор этой организации Ольга Башмачникова и является председателем зарегистрированной партии. По словам Шугаева, сейчас между двумя Аграрными партиями идут переговоры: «Если они согласятся на объединение, чтобы совместно решать проблемы фермеров и крестьян, значит, они нормальные. Если нет — значит, подставная структура. Кроме того, мы имеем право подать на них в суд — наш съезд прошел раньше, чем у них, и Минюст вообще не должен был их регистрировать».
Аналогичная история — с Партией пенсионеров России. О ее возрождении (она действовала с 1997 года и в 2006-м вошла в состав «Справедливой России») стало известно еще в апреле. «Пенсионеры» вышли из СР, заявив прессе, что снова хотят самостоятельно работать на благо пожилых людей. Но регистрацию в результате получили не они, а совершенно новый игрок на политическом поле. Зарегистрированную партию возглавляет исполнительный директор Союза пенсионеров России Николай Чеботарев. Руководителем же союза является единоросс, член Совета Федерации Валерий Рязанский. The New Times позвонил в Союз пенсионеров, но там ответили, что о партии им ничего не известно. До Николая Чеботарева дозвониться не удалось. Впрочем, программа партии все объясняет: патриотизм, любовь к Родине, семейное благополучие, «мы не хотим повторения хаоса 90-х» и т.д. В свои ряды новые «Пенсионеры России» призывают абсолютно всех: «Мы не партия, построенная по геронтологическому признаку».
Темной лошадкой является Социал-демократическая партия России. Возрождать партию, распущенную в 2007 году, взялся ее экс-председатель Владимир Кишенин — об этом также было объявлено в апреле. В мае оргкомитет подал необходимые для регистрации документы в Минюст. Но зарегистрировали совершенно другую структуру, председатель которой — Александр Токарчук — неизвестен даже Google. Среди членов оргкомитета значатся представители небольших региональных бизнесов. С одним из них — Родионом Чечиком, менеджером по продажам компании «Финист и К», производящей мебельную фурнитуру в Дзержинске, The New Times удалось связаться. Чечик подтвердил, что состоит в партии, но на другие вопросы сразу отвечать отказался — попросил дать ему время посоветоваться с коллегами. И ожидаемо пропал. Впрочем, откуда эта партия берет свое начало, можно догадаться по другим источникам. Родион Чечик одно время состоял в Избирательной ассоциации политтехнологов, среди партнерских организаций которой числится PR-агентство Андрея Богданова «Дикие гуси». Еще одна партия, выпестованная известным масоном?
Левые «левые»
«Коммунисты России» — тоже реально существующая структура. Председатель партии Максим Сурайкин, который собрался вернуть Россию на путь социалистического развития и вытеснить с политической арены КПРФ, был первым секретарем Союза коммунистической молодежи РФ. В руководстве партии есть бывшие члены КПРФ — например, экс-депутаты Александр Шабанов и Владислав Юрчик. По словам депутата ГД от КПРФ Александра Потапова, партия не «фейковая», но в качестве реального конкурента ее рассматривать трудно. «Это небольшая партия и достаточно маргинальная. У них нет программных положений, которые могут увести у нас электорат», — сказал Потапов в интервью The New Times. Правда, на сайте «Коммунистов России» утверждается, что региональные отделения появились уже в 55 субъектах Федерации, а 15 получили свидетельства о регистрации.
Последняя «понятная» партия — это Народная партия «За женщин России». Она фактически существует с 2007 года, но зарегистрирована была только сейчас. «На моей встрече с Медведевым в феврале удалось его убедить, глядя глаза в глаза, что у нашей партии правильные цели — возрождение семьи, духовность, — сказала в интервью The New Times председатель партии журналистка, кавалер ордена Мужества Галина Хавраева. — Мы не претендуем на роль мужчины, прекрасно понимаем, что женщине отведено второе место, так уж Бог распорядился». По ее словам, партия примет участие во всех региональных выборах — сейчас идет активная регистрация отделений. Всего в партии на данный момент состоит около 100 тыс. человек. Наиболее близким партнером является «Единая Россия»: «Вот мы только что встречались с представителями ЕР в Тамбове. Обсуждали диспансеризацию женщин и договорились совместно прописывать закон, — рассказала Хавраева. — Выходить на улицы нет смысла, нужно договариваться, иначе все рухнет. Человек должен понять, что все зависит от него».
Дикие гуси
Лидер Демократической партии России, масон и кандидат в президенты образца 2008 года Андрей Богданов известен еще и тем, что умело «забивает» хорошие названия партий, создавая фиктивные структуры, которые, как предполагают политологи, потом можно будет выгодно продать. В интервью The New Times Андрей Богданов вспомнил лишь несколько партий, которым он оказывал «консультационные услуги» — Народная партия, Партия социальной защиты, Российская сетевая партия. Судя по всему, к ним же можно отнести и Партию социальных сетей, о которой неизвестно ничего, кроме того что она выступает за легализацию марихуаны и однополых браков. К богдановским клонам можно причислить и партию «За справедливость», которая «прописана» по тому же адресу, что и Партия социальной защиты.
На первый взгляд реальной кажется партия «Союз горожан». Ее председатель Дмитрий Попков в интервью The New Times сказал, что зарегистрировано уже 44 отделения и партия примет участие во всех предстоящих выборах. Главная цель — борьба с коррупцией на местном уровне. Вот только сам Попков еще недавно был членом Демократической партии России Андрея Богданова. Значит, еще один клон?
Ничего не известно и о партии «Молодая Россия». The New Times выяснил, что в оргкомитет входит множество студентов региональных университетов, а также люди из проектов прокремлевского молодежного движения «Наши» — «Ты — предприниматель» и «За чистые выборы». Член Общественной палаты и депутат Госдумы прошлого созыва от «Единой России» Максим Мищенко, ранее возглавлявший молодежное крыло ЕР «Россия Молодая», в интервью The New Times заявил с возмущением: «Мы тоже имели план зарегистрировать свое движение как партию. Вполне допускаю, что это может быть нашистская структура».
Ничего не известно и о Коммунистической партии социальной справедливости. Депутат КПРФ Александр Потапов сказал The New Times, что убежден — это фейк: «Их председатель Артемов — абсолютно никому не известен. Эти люди хотят использовать аббревиатуру КПСС, но в их уставе нет ничего по-настоящему коммунистического, там написано, что одна из целей — упрочение политической стабильности. Боюсь, эта партия — симптом того, чего мы боялись, когда была упрощена процедура регистрации: много-много партий-обманок, которые будут дезориентировать электорат».
Сколько еще партий до начала осенних выборов успеют зарегистрировать единороссы, активисты «Наших» и знакомые политтехнологи Богданова, остается только гадать. Пока перспективы 90% из вновь зарегистрированных структур смотрятся весьма туманно, хотя российская политическая история знает много случаев, когда из рукавов кремлевской администрации появлялся «мурзилка», которого за короткий срок раскручивали и пускали в бой. Самый известный из подобных «мурзилок» до сих пор сидит в Кремле, недавно переизбравшись на третий срок.
Tweet