#Культура

Дорогое искусство

31.05.2012 | Александр Шаталов | № 18 (246) от 28 мая 2012 года

Выставка в Музее личных коллекций

Сокровенное искусство. Выставка «Портреты коллекционеров» на Волхонке приурочена к 100-летию Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Представленные в экспозиции шедевры западноевропейской и русской живописи обычно недоступны рядовому зрителю: все они находятся в коллекциях богатейших людей России. The New Times рассматривал тайное, временно ставшее явным

Всего на выставке в Музее личных коллекций, где развернута экспозиция, представлено 300 шедевров из собраний 25 человек. Этих людей директор ГМИИ Ирина Антонова называет «новой волной» российских коллекционеров. Именно они скупают лучшие работы русских художников, попадающие на рынок. Они же сами этот рынок и формируют.

Цена шедевра

Вложение в шедевры себя оправдывает, на их стоимость пока не влияет даже инфляция, а цены растут самым стремительным образом. Например, один из пейзажей Левитана только во время минувшего антикварного салона повысился в цене в два с лишним раза — с $700 тыс. до $1,6 млн, а хранящийся в коллекции Петра Авена портрет поэта Велимира Хлебникова работы Михаила Ларионова сам владелец оценивает в $20–25 млн. Цена, конечно, завышена — ценовой рекорд на работы этого художника пока £2,26 млн (около $4 млн), уплаченных на аукционе Sotheby’s в 2007 году за «Натюрморт с кувшином и иконой» (1910–1912). Но Авен славится своим чутьем, так что цена на его картину, может быть, и вырастет, тем более что картины русских живописцев пока явно недооценены на международном рынке и значительно уступают в стоимости более раскрученным западным классикам (так, картина Эдварда Мунка «Крик» была продана в мае этого года на Sotheby’s за $119,9 млн, побив рекорд Пикассо, чья «Обнаженная, зеленые листья и бюст» была продана в 2010-м за $106,5 млн).

56-1.jpg
Абрахам Берстратен. «Канал возле Хейлигевегспорт в Амстердаме зимой» (середина XVII в.). Собрание М. Кочерова

Затратная страсть

Некоторые коллекционеры, чьи собрания представлены на выставке, испуганно откажутся называть себя олигархами. Например, бывший министр культуры Александр Авдеев, давший на выставку работы западных мастеров из своей коллекции. Еще будучи послом России во Франции, он всерьез увлекся собиранием живописи, и сегодня его коллекция воспринимается довольно цельной — на выставке представлены принадлежащие Авдееву работы старых нидерландских мастеров. Никакой не олигарх и художник Илья Глазунов. Однако многих по-иному не назовешь. Тот же Петр Авен, страстный коллекционер русского искусства, умеющий покупать шедевры буквально за копейки, — совладелец «Альфа-групп», Тамаз Манашеров, коллекционер грузинского искусства — крупнейший поставщик медицинского оборудования, Александр Смузиков, купивший галерею современного искусства Марата Гельмана, — крупный бизнесмен в топливной промышленности.

56-2.jpg
Слева: Кузьма Петров-Водкин. «Богоматерь с младенцем» (1904–1905). Собрание П. Авена.
Справа: Джованни Франческо Гверчино. «Мадонна с младенцем» (начало XVII в.). Собрание И. Глазунова

Коллекционирование — это страсть, причем требующая серьезных затрат. Если в советские годы покупать картины могла позволить себе интеллигенция — адвокаты, врачи, иногда артисты, то сегодня — в первую очередь люди, разбогатевшие на «нефтянке», часто не знающие никаких имен, кроме тех, которые им называли в средней школе. Для большинства приобретающих предметы искусства это всего лишь инвестиции, коллекций у таких людей нет. Но из представленных на выставке частных собраний складываются своего рода портреты (название не случайно) тех, кто по своей эрудиции может иногда конкурировать с экспертами Третьяковки. «В покупке живописи я руководствуюсь советом моей еврейской бабушки: «Никогда никому не доверяй», — рассказывает Петр Авен. — Лучшая часть моего собрания — «Бубновый валет». То, что его так много, это везение и упорство. Мне, во-первых, помогло знакомство с семьей Кончаловских, а во-вторых, я приобрел коллекцию Ларионова и Гончаровой у Вильденштайнов**Семья французских галеристов и торговцев антиквариатом.. Это было потом, а сначала покупать мне помогал рынок. Точнее, я оказался на несколько лет впереди рынка. Первые три-четыре года, как сейчас выясняется, я покупал чрезвычайно дешево. Никогда не спрашивал и не слушал советов, что именно мне приобретать, решал самостоятельно».

56-3.jpg
Нико Пиросмани. «Девочка и гусыня с гусятами» (1913). Собрание Т. Манашерова

Истории везения

Петр Авен был одним из вдохновителей экспозиции, возможно, именно поэтому ему досталось самое лучшее место на выставке. Ну и картины, которые он здесь выставил, уникальны, ими могли бы гордиться многие музеи мира. В первую очередь это «Богоматерь с младенцем» Кузьмы Петрова-Водкина и «Последний бой» Аристарха Лентулова. Не менее замечательны работы Константина Коровина и Петра Кончаловского. Судьбы картин иногда бывают поразительно захватывающими. Петр Авен учился в одном классе с внуком пианиста Генриха Нейгауза, у них в семье хранился ранний пейзаж Фалька, подаренный музыканту самим художником. И когда наследники захотели эту работу продать, то вспомнили об увлечении Авена. Как вспоминает коллекционер, перед тем как попасть к нему, картина 30 лет висела в квартире продавцов на одном гвозде. Петр Авен до сих пор жалеет, что упустил «Похищение Европы» Валентина Серова. В конце 90-х наследники художника захотели продать эту картину, хранившуюся тогда в Третьяковке, коллекционер решил пару дней подумать — и опоздал. «Европа» ныне хранится в коллекции владельца холдинга «Акрон» Вячеслава Кантора. Авен отчасти компенсировал потерю, приобретя серовский «Портрет Эммануэля Нобеля» (племянника изобретателя динамита и учредителя Нобелевской премии).


В покупке живописи Петр Авен, по его собственным словам, руководствуется советом своей еврейской бабушки: «Никогда никому не доверяй»


Провенанс (история жизни картины, ее «биография») — одна из важнейших частей коллекционирования. Собрание Ильи Глазунова славится «Мадонной с младенцем» итальянского мастера XVII века Гверчино. Картина раньше принадлежала Жозефине Богарне, супруге Наполеона, и хранилась в ее замке Мальмезон. После войны 1812 года была приобретена для Эрмитажа. Потом оказалась в Румянцевском музее, а после 1927 года была передана из государственного музейного фонда на продажу в антикварный магазин. Обычно такие работы продавались в те годы за границу, но этой повезло — через пару рук она попала к Глазунову. А уникальный «Портрет Екатерины II», один из шести портретов императрицы, написанных Федором Рокотовым, как рассказывает Глазунов, был прислан ему в подарок из-за границы «свернутым в трубочку».

56-4.jpg
Ладо Гудиашвили. «Юноша с пятнистой ланью» (1824). Собрание Т. Манашерова

Своего рода подвигом можно назвать деятельность Иветы и Тамаза Манашеровых по поиску картин великого Ладо Гудиашвили. Уехав в 1919-м в Париж, грузинский художник в течение пяти лет был звездой Монпарнаса, дружил с Пикассо и Модильяни, но потом вдруг затосковал по Грузии, все бросил и в 1925-м вернулся на родину. А обратно его уже не выпустили… 15 лет Манашеровы выискивали работы Гудиашвили по всему миру, в прошлом году их коллекция впервые была показана в Третьяковке. На этот раз в залах Пушкинского музея они представили не только картины-панно Гудиашвили «Юноша с ланью» и «Юноша с пятнистой ланью», выполненные в Париже в 1924 году в стиле ар-деко, но и обаятельные вещи Пиросмани, чья наивная живопись оказалась созвучной экспериментам советского авангардиста Ивана Пуни.

56-5.jpg
Федор Рокотов. «Портрет Екатерины II» (конец XVIII в.). Собрание И. Глазунова

А вот фигурант Forbes Александр Смузиков показал целый срез русского искусства, начиная с великолепных императорских портретов Боровиковского, дополненных трогательной картиной редчайшего Алексея Ягодникова (1823–1884) «Дети», и заканчивая полотнами Натальи Гончаровой и Казимира Малевича — апостолов живописи ХХ века.

Покрасовавшись в течение лета перед любителями искусств, скоро эти работы опять спрячутся за толстыми стенами особняков новых русских коллекционеров, оставив после себя прекрасное послевкусие запретного и соблазнительного плода.






×
Мы используем cookie-файлы, для сбора статистики.
Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование cookie-файлов.